... Немала частина успіху – бажання досягти його (Сенека) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 16.06.2016 - Секція №5
Статья 141 «Наемничество» Уголовного кодекса Республики Молдова (далее – УК РМ) устанавливает ответственность за два преступления: участие наемника в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства (часть (1)); вербовка, обучение, финансирование или иное обеспечение наемников, а равно их использование в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства (часть (2). В Уголовном кодексе Украины, статья 447 «Наемничество» соответствует ст. 141 УК РМ.
Обращение к услугам лиц, которые за выгоду выполняют задачи военного характера, является давней практикой, к которой некоторые государства прибегают по сей день. Иногда, это происходит в нарушение международных правил. Деятельность наемников противоречит основополагающим принципам международного права, таких как невмешательство во внутренние дела государств, уважение их территориальной целостности и независимости. Также, эти действия создают препятствия на пути самоопределения народов, борющихся против колониализма и других форм иностранного господства. Вот почему некоторые международно-правовые акты устанавливают запрет на использование наемников, осуждая как обращение к их услугам, так и участие наемников в действиях противоборствующих сторон. 
13 октября 2005 г., Парламентом Республики Молдова был принят Закон о присоединении Республики Молдова к Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников [1]. Согласно статье 5 данной Конвенции, «государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников и запрещают такую деятельность в соответствии с положениями настоящей Конвенции» (п. 1); «Государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом, и принимают в соответствии с международным правом надлежащие меры по предотвращению вербовки, использования, финансирования или обучения наемников для этой цели» (п.2); «Государства-участники предусматривают соответствующие наказания за преступления, указанные в настоящей Конвенции, с учетом тяжести этих преступлений» [2].
В последнее время, актуальность уголовно-правового исследования состава наемничества возросла в Республике Молдова. Некогда неприменяемая на практике, ст. 141 УК РМ стала все чаще фигурировать в обвинительных приговорах судебных инстанций Республики Молдова [3-8]. Во всех этих случаях, осуждены были лица, принимавшие участие на стороне российских оккупантов в вооруженном конфликте на востоке Украины. Учитывая присутствие очагов сепаратизма на территории Республики Молдова, опасность наемничества более чем очевидна для конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова.
В Особенной части УК Республики Молдова, статья 141 нашла свое место в Главе I «Преступления против мира и безопасности человечества, военные преступления». Такая законодательная концепция не во многом отличается от той, которая находит свое отражение в УК Украины: статья 447 включена в Раздел 20 «Преступления против мира и безопасности человечества и международного правопорядка».
Далее, проведем анализ состава преступления, предусмотренного ч. (1) ст.141 УК РМ.
Непосредственным объектом данного преступного деяния являются общественные отношения, обеспечивающие недопущение участия наемников в вооруженных конфликтах, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства. Из-за своих особенностей, преступление, предусмотренное ч. (1) ст. 141 УК РМ, не предполагает присутствие ни предмета, ни потерпевшего.
Содержанием объективной стороны анализируемого состава преступления является: 1) вредоносное действие, выраженное в участии в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях; 2) время совершения преступления, а именно – время вооруженного конфликта, военных действий или иных насильственных действий. По содержанию объективной стороны, деяние, предусмотренное ч. (1) ст. 141 УК РМ, ничем не отличается от преступления, предусмотренное ч. 4 ст. 447 УК Украины.
Отметим, что участие в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях не исключает участие в: незаконном военизированном формировании; вооруженной банде; массовых беспорядках; вооруженном мятеже и т.д. В подобных случаях, необходима дополнительная квалификация по ст. 282, 283, ч. (2) ст. 285, ст. 340 или по другим статьям УК РМ.
Что касается времени совершения преступления, предусмотренного ч.(1) ст. 141 УК РМ, для квалификации не имеет значения характер вооруженного конфликта, военных действий или иных насильственных действий – внутренний либо международный.
Исследуемое нами преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента участия в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Как правило, мотив преступления, предусмотренного ч.(1) ст.141 УК РМ, является корыстным. Специальная цель анализируемого преступления – это цель свержения или подрыва конституционного строя либо нарушения территориальной целостности государства. Из ст. 130 УК РМ (содержащей определение понятия «наемник») следует, что дополнительной является цель получения личной выгоды или материального вознаграждения.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. (1) ст. 141 УК РМ, признается физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Кроме того, данное лицо должно иметь статус наемника.
В соответствии со ст. 130 УК РМ, под «наемником» понимается лицо, которое:
1. специально завербовано в стране или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте. Для сравнения, в п.1 примечания к ст. 447 УК Украины, используется следующая формулировка: «специально завербовано в Украине или за ее пределами для того, чтобы принимать на территории Украины или территории других государств в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя, захвата государственной власти, препятствование деятельности органов государственной власти или нарушение территориальной целостности»;
2. которое принимает непосредственное участие в военных действиях в целях получения личной выгоды или материального вознаграждения, обещанного стороной конфликта или от имени таковой. В свою очередь, в п. 2 примечания к ст. 447 УК Украины, говорится о следующем признаке: «участвует в военных или насильственных действиях с целью получения какой-либо личной выгоды»;
3. которое не является ни гражданином стороны конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной конфликта. В п. 3 примечания к ст. 447 УК Украины, наемник характеризуется следующим образом: «не является ни гражданином (подданным) стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, которое постоянно на законных основаниях проживает на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте»;
4. не входит в личный состав вооруженных сил стороны конфликта. В п.4 примечания к ст. 447 УК Украины, используется следующая формулировка: «не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого осуществляются такие действия»;
5. не было послано государством, не являющимся стороной конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил. В свою очередь, в п.5 примечания к ст. 447 УК Украины, говорится о следующем признаке: «не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».
В обоих уголовных законах, определениям понятия «наемник» присуща определенная специфика. Вместе с тем, в основе обеих законодательных определений стоит понимание данных признаков с позиций ст. 47 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов [9].
В другом отношении, в ст. 141 УК РМ отсутствует положение, аналогичное установленому в ч. 5 ст. 447 УК Украины: «Наемник освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно прекратил участие в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях и сообщил о своем участии в конфликте, военных или насильственных действиях или иным образом способствовал прекращению или раскрытию преступлений, предусмотренных частями первой – третьей настоящей статьи, если в его действиях нет состава другого преступления».
Ниже, будет проведен анализ состава преступления, предусмотренного ч. (2) ст. 141 УК РМ.
Непосредственным объектом данного преступного деяния являются общественные отношения, обеспечивающие недопущение любого обеспечения наемников, а равно их использования в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.
В случае финансирования наемников, предметом преступления, предусмотренного ч. (2) ст. 141 УК РМ, являются имущество любого характера, приобретенное любым способом, а также финансовые услуги. В случае иного обеспечения наемников, предметом анализируемого преступления следует признать оружие, боеприпасы, другие вредоносные устройства или средства, вредные или опасные вещества, иные подобные средства или инструменты. Из-за своих особенностей, преступление, предусмотренное ч. (2) ст. 141 УК РМ, не предполагает присутствие потерпевшего.
Объективная сторона рассматриваемого нами преступления включает в себя следующие два признака: 1) вредоносное действие, выраженное в вербовке, обучении, финансировании или ином обеспечении наемников, а равно их использовании в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях; 2) время совершения преступления, а именно – время вооруженного конфликта, военных действий или иных насильственных действий (только в случае использования наемников в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях).
Отметим, что при описании признаков объективной стороны деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 447 УК Украины, используются почти те же формулировки. Пожалуй, единственное значимое отличие состоит в том, что украинский законодатель решил инкриминировать не любое обеспечение наемников, а лишь их материальное обеспечение.
Преступление, предусмотренное ч. (2) ст. 141 УК РМ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента вербовки, обучения, финансирования или иного обеспечения наемников, а равно их использования в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях.
В ст. 141 УК Республики Молдова, отсутствует положение, подобное ч.3 ст. 447 УК Украины: «Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие гибель человека». По этой причине, любые последствия выходят за рамки состава, предусмотренного ч. (2) ст. 141 УК РМ, и требуют дополнительной квалификации.
  Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивами преступления, предусмотренного ч. (2) ст. 141 УК РМ, могут быть: желание виновного облегчить свою преступную деятельность; стремление виновного передать наемнику накопленный криминальный опыт и т.д. Цель исследуемого нами преступления является специальной. Это – цель свержения или подрыва конституционного строя либо нарушения территориальной целостности государства. Для сравнения, в ч. 1 ст. 447 УК Украины, цель обозначена иным образом: цель использования наемников в вооруженных конфликтах, военных или насильственных действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя, захвата государственной власти, препятствование деятельности органов государственной власти или нарушение территориальной целостности.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. (2) ст. 141 УК РМ, является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 447 УК Украины, обстоятельством, отягчающим ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 той же статьи, признается совершение деяния должностным лицом с использованием служебного положения. В ст. 141 УК РМ отсутствует подобная диспозиция. 
 
Список использованных источников:
1. Официальный Монитор Республики Молдова. – 2005. – № 145.
2. International Convention against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/documents/ga/res/44/a44r034.htm
3. Decizia Colegiului penal al Curtii de Apel Chisinau din 22.03.2016. Dosarul nr.1a-212/16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cac.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=22-03-2016&nr_dosar=1937&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
4. Sentinta Judecatoriei sectorului Centru, mun. Chisinau, din 20.01.2015. Dosarul nr.1-783/15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jcn.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=&nr_dosar=25501&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
5. Sentinta Judecatoriei sectorului Centru, mun. Chisinau, din 22.12.2015. Dosarul nr.1-784/15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jcn.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=&nr_dosar=25504&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
6. Sentința Judecatoriei sectorului Rascani, mun. Chisinau, din 16.02.2016. Dosarul nr.1-893/16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jrsc.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=16-02-2016&nr_dosar=813&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
7. Sentinta Judecatoriei sectorului Rascani, mun. Chisinau, din 29.02.2016. Dosarul nr.1-938/16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jrsc.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=29-02-2016&nr_dosar=1544&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
8. Sentinta Judecatoriei sectorului Rascani, mun. Chisinau, din 11.04.2016. Dosarul nr.1-1038/16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jrsc.instante.justice.md/ro/hot?data_deciziei=11-04-2016&nr_dosar=3871&denumire_dosar=&tip_dosar=Penal
9. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I), 8 June 1977. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ihl/INTRO/470  
 
 

Тему закрито!


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2017
Листопад
ПнВтСрЧтПтСбНД
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
У якій, на Вашу думку, сфері державної діяльності принцип справедливості реалізується найгірше?
 
На Вашу думку чи є, на сьогодні, основним змістом діяльності органів державної влади забезпечення верховенства права в Україні?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція