... Життя не навчить, якщо не має бажання порозумнішати (Б. Шоу) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 05.10.2017 - СЕКЦІЯ №2
Необходимо отметить, что в виду изучения современного информационного общества на глобальном и локальном уровне и охвата им различных сфер жизнедеятельности человека, связанные с ним проблемы могут быть признаны мультидисциплинарными1. Поэтому информационное общество составляет объект исследования многих наук, его теоретические и концептуальные основы исследуются с различных аспектов. Одна из причин подобной мультидисциплинарности связана с глобализацией информационного общества. Феномен «глобализации» оказывает серьезное влияние на информационные процессы в обществе и это влияние носит взаимный характер. Так, с одной стороны, в числе факторов, ускоряющих глобализацию и обусловливающих ее развитию, отмечается развитие ИКТ. Мгновенная передача новой информации вследствие развития ИКТ привела к миграции знаний ученых посредством Интернета вместо старого «утечка умов» –миграции ученых в развитые страны, развитию интеллектуальной собственности, занятию информацией и знаниями центральных позиций во всех сферах и в конечном итоге достижению глобализацией наивысшего уровня по миру. 
А с другой стороны, глобализация как широкое понятие обусловливает формирование информационного общества. Так, охват глобализацией всего мира привел к охвату данным процессом также социальной сферы и глобализации информационного общества. Неслучайно, что современное информационное общество называется «глобальным информационным обществом» и принципы, отраженные в международных документах по глобальному информационному обществу, считаются также основными принципами глобализации. Например, в принятой ООН в 2000 г. Декларации Тысячелетия в качестве одной из основных проблем подчеркивается устранение социального неравенства и бедности, что должно привести к устранению цифрового неравенства в глобальном информационном обществе. 
Таким образом, взаимосвязь глобального информационного общества, ИКТ и феномена глобализации можно описать следующим образом:
 
Глобализация информационного общества привела к появлению термина «киберпространство». Согласно понятию, сформулированному Верховным Судом США: «Киберпространство является уникальным носителем, не имеющим конкретной территории, однако открытым и доступным каждому на любой точке мира посредством Интернета». Даррелл Мент рассматривая «теорию интернациональных пространств», указал на наличие трех подобных пространств: Антарктика, космос и открытое море. Автор в качестве четвертого подобного пространства отмечает наличие киберпространства, подчеркивая при этом не распространение государственного суверенитета на данное пространство. Возникает вопрос: Если на киберпространство не распространяется суверенитет ни одного государства, то насколько закономерным может считаться запрещение законодательством одного государства размещения в Интернета какой-либо информации? Или же может ли государство ограничить доступ граждан к любой информации? - Для ответов на все подобные вопросы принципы функционирования глобального информационного общества, а также киберпространства должны имеет нормативное обеспечение. Неслучайно, что в принятой Большой Восьмеркой Окинавской Хартии государства в числе необходимых мер дальнейшего развития ИКТ отметили политическое, нормативное и сетевое обеспечение. Поэтому принципы киберпространства, глобального информационного общества должны определяться в конкретной форме с разработкой механизмов их обеспечения. А подобная конкретизация отражена во многих международных документах. Так, во всех международных документах, связанных с созданием глобального информационного общества в качестве основной задачи определено соблюдение принципов международного публичного права. Среди них особо следует подчеркнуть Бухарестскую Декларацию 2002 г. под названием «Навстречу информационному обществу: принципы, стратегия и приоритеты деятельности», Декларацию Принципов, принятую в 2003 г. в Женеве на Всемирном Саммите по вопросам информационного общества. 
Другая интересная проблема, связанная с развитием современного глобального общества, проявляется в связи с усилением интереса к различению понятий «знание» и «информация» в последнее время, а точнее, начиная с 90-х гг. XX в. Уже сформировалась идея замены «информационного общества» выражением «общества знания». Эта идея впервые была озвучена в отчете ЮНЕСКО за 2005 г. [3, с. 17-23, 27-43]. В упомянутом отчете подчеркивается, что настал период перехода от информационного общества к обществам знания. Согласно отчету, общества знания - это общества, источник которых составляют индивидуальное разнообразие и индивидуальные умения. Информационное общество базируется на достижениях технологии. А общества знания охватывают более широкие социальные, этические и политические параметры. Неслучайно, что данные общества указаны именно во множественном числе. Основная цель подобной формулировки направлена на подчеркивание отсутствия в мире единой модели, отражающей культурное и языковое разнообразие. 
В основе обществ знания стоит «поиск, нахождение, производство (создание), обработка, перепроизводство, распространение и использование данных в целях развития знаний человека». Данное понятие включая разнообразие, многообразие, солидарность, интеграцию и совместное участие служит непосредственно расширению прав и возможностей человека. А глобальное информационное общество может достигнуть поставленной цели в случае достижения развития человечества на основе прав человека. В этом отношении ЮНЕСКО считает, что создание обществ знания приведет к гуманизации процесса глобализации [3, с.27-43]. Таким образом, большинство авторов и исследователей, поддерживающих данную позицию ЮНЕСКО считает, что неправильно было бы ограничить сущность «общества» лишь ИКТ. Исходя из того, что общество является совокупностью людей, в связи со знаниями, связанными со знаниями и умениями людей, лучше было бы назвать его обществом знаний [2].
Тенденции развития информационного общества и конституционные реформы в Азербайджанской Республике. Опираясь на анализ ряда нормативных документов Азербайджанской Республики и существующей ситуации, можем констатировать высокий темп развития строительства информационного общества в стране. Так, в Национальной Стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 гг. подробно описано существующее в стране текущее положение. Согласно Стратегии, в результате проводимой в Азербайджанской Республике работы по развитию ИКТ были предприняты важные шаги, направленные на более ускоренную интеграцию страны во всемирное электронное пространство, становление новых форм социальной и экономической деятельности (е-правительство, е-торговля, дистанционное образование и пр.), создание рынка информации и знаний, рост эффективности в различных отраслях экономики, повышение качества продукции и услуг. Было заявлено, что эта сфера, находящаяся под особым вниманием государства, является одним из приоритетов для будущего развития экономики страны, и Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 16 января 2013 года №2664 2013 год был объявлен в Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий». В течение 2003-2013 годов государством уделялось высокое внимание и забота о сфере ИКТ, осуществлялась целенаправленная, комплексная и последовательная деятельность. Проявлением именно этого является то, что в традиционно издаваемом через каждые два года отчете ООН «Электронное Правительство-2016» («E-Government Survey 2016») Азербайджан на 12 ступеней улучшил свою позицию и среди 193 стран поднялся с 68-го места на 56-е. По «Индексу Электронного Участия» Азербайджан добившись более стремительного развития улучшил свои позиции на 30 ступеней и занял 47-ю позицию [4].
В Азербайджанской Республике планируются и осуществляются меры по всем параметрам информационного общества. Здесь в первую очередь, следует отметить создание соответствующей правовой базы. Принятые внутри страны многочисленные нормативные источники, открыв новые возможности для развития ИКТ, создали условия для соблюдения принципов свободного рынка и здоровой конкуренции по сфере, широкого использования ИКТ гражданами и государственными органами. 
Наряду со всем этим, исполняется проект «Транс-Евразийской суперинформационной магистрали» (TASIM), поддерживаемый ООН в качестве одной из инициатив правительства Азербайджана, связанных с сектором связи и высоких технологий. Необходимо отметить, что эта магистраль, предусматривающая построение основной транзитной линии, направленной из Франкфурта в Гонконг соединив крупнейшие центры обмена информацией Европы и Азии, будет проходить через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, протянется до Германии, также запасная Северная транзитная линия будет проходить через Россию, Украину и Польшу [5, с. 77-78].
В целях развития в стране конкурентоспособной инновативной ИКТ-промышленности с высоким экспортным потенциалом соответствующими указами Президента Азербайджанской Республики в подчинении Министерства связи и высоких технологий Азербайджанской Республики были созданы Государственный фонд развития информационных технологий и «Парк высоких технологий». Эти новые структуры обеспечат финансовую и организационную поддержку усилению экономики Азербайджанской Республики, привлечению иностранных инвестиций и расширению производства ИКТ-продукции в стране, организации деятельности новых компаний и инновативным инициативам (start-up). 
Вышеуказанное свидетельствует о высоких темпах развития информационного общества в нашей республике, данное развитие не носит статический характер. Усовершенствование правовой базы по всем направлениям оперативной государственной политики в области развития информационного общества, регулярное осуществление плана мероприятий по исполнению поставленных целей и задач считаются основными факторами, обеспечивающими нормальное развитие информационных правоотношений в Азербайджанской Республике.
 
1.В различных энциклопедических словарях понятия «мультидисциплинарный» и употребляемый в качестве его синонима «трансдисциплинарный» предусматривают одновременный анализ одной проблемы, события или факта по различным уровням, различным сферам.  
     
Список использованных источников:
1. Peter F. Drucker. The Age of Discontinuity, Guidelines to our changing society. New York: Harper&Row, 1969, 394 p.
2. Sally Burch. The Information Society/the Knowledge Society. http://vecam.org/archives/article517.html
3. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (2005). Toward knowledge societies. UNESCO World Report.
4. United Nations. E-Government Survey 2016. https://www.un.org/development/desa/en/
5. Гаджи-заде М.Е. Факторы формирования информационного общества и тенденции его развития в Азербайджане // Проблемы информационного общества, 2015. – №2. – С. 77-78. (на азерб. языке) 
6. Кузнецов П.У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2016. – 312 с.
7. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Дашков и К, 2003. – 232 с. 
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2018
Вересень
ПнВтСрЧтПтСбНД
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2018 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція