... Розум полягає не лише в знанні, але й у вмінні застосовувати ці знання (Аристотель) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 05.10.2017 - СЕКЦІЯ №2
Необходимо отметить, что в виду изучения современного информационного общества на глобальном и локальном уровне и охвата им различных сфер жизнедеятельности человека, связанные с ним проблемы могут быть признаны мультидисциплинарными1. Поэтому информационное общество составляет объект исследования многих наук, его теоретические и концептуальные основы исследуются с различных аспектов. Одна из причин подобной мультидисциплинарности связана с глобализацией информационного общества. Феномен «глобализации» оказывает серьезное влияние на информационные процессы в обществе и это влияние носит взаимный характер. Так, с одной стороны, в числе факторов, ускоряющих глобализацию и обусловливающих ее развитию, отмечается развитие ИКТ. Мгновенная передача новой информации вследствие развития ИКТ привела к миграции знаний ученых посредством Интернета вместо старого «утечка умов» –миграции ученых в развитые страны, развитию интеллектуальной собственности, занятию информацией и знаниями центральных позиций во всех сферах и в конечном итоге достижению глобализацией наивысшего уровня по миру. 
А с другой стороны, глобализация как широкое понятие обусловливает формирование информационного общества. Так, охват глобализацией всего мира привел к охвату данным процессом также социальной сферы и глобализации информационного общества. Неслучайно, что современное информационное общество называется «глобальным информационным обществом» и принципы, отраженные в международных документах по глобальному информационному обществу, считаются также основными принципами глобализации. Например, в принятой ООН в 2000 г. Декларации Тысячелетия в качестве одной из основных проблем подчеркивается устранение социального неравенства и бедности, что должно привести к устранению цифрового неравенства в глобальном информационном обществе. 
Таким образом, взаимосвязь глобального информационного общества, ИКТ и феномена глобализации можно описать следующим образом:
 
Глобализация информационного общества привела к появлению термина «киберпространство». Согласно понятию, сформулированному Верховным Судом США: «Киберпространство является уникальным носителем, не имеющим конкретной территории, однако открытым и доступным каждому на любой точке мира посредством Интернета». Даррелл Мент рассматривая «теорию интернациональных пространств», указал на наличие трех подобных пространств: Антарктика, космос и открытое море. Автор в качестве четвертого подобного пространства отмечает наличие киберпространства, подчеркивая при этом не распространение государственного суверенитета на данное пространство. Возникает вопрос: Если на киберпространство не распространяется суверенитет ни одного государства, то насколько закономерным может считаться запрещение законодательством одного государства размещения в Интернета какой-либо информации? Или же может ли государство ограничить доступ граждан к любой информации? - Для ответов на все подобные вопросы принципы функционирования глобального информационного общества, а также киберпространства должны имеет нормативное обеспечение. Неслучайно, что в принятой Большой Восьмеркой Окинавской Хартии государства в числе необходимых мер дальнейшего развития ИКТ отметили политическое, нормативное и сетевое обеспечение. Поэтому принципы киберпространства, глобального информационного общества должны определяться в конкретной форме с разработкой механизмов их обеспечения. А подобная конкретизация отражена во многих международных документах. Так, во всех международных документах, связанных с созданием глобального информационного общества в качестве основной задачи определено соблюдение принципов международного публичного права. Среди них особо следует подчеркнуть Бухарестскую Декларацию 2002 г. под названием «Навстречу информационному обществу: принципы, стратегия и приоритеты деятельности», Декларацию Принципов, принятую в 2003 г. в Женеве на Всемирном Саммите по вопросам информационного общества. 
Другая интересная проблема, связанная с развитием современного глобального общества, проявляется в связи с усилением интереса к различению понятий «знание» и «информация» в последнее время, а точнее, начиная с 90-х гг. XX в. Уже сформировалась идея замены «информационного общества» выражением «общества знания». Эта идея впервые была озвучена в отчете ЮНЕСКО за 2005 г. [3, с. 17-23, 27-43]. В упомянутом отчете подчеркивается, что настал период перехода от информационного общества к обществам знания. Согласно отчету, общества знания - это общества, источник которых составляют индивидуальное разнообразие и индивидуальные умения. Информационное общество базируется на достижениях технологии. А общества знания охватывают более широкие социальные, этические и политические параметры. Неслучайно, что данные общества указаны именно во множественном числе. Основная цель подобной формулировки направлена на подчеркивание отсутствия в мире единой модели, отражающей культурное и языковое разнообразие. 
В основе обществ знания стоит «поиск, нахождение, производство (создание), обработка, перепроизводство, распространение и использование данных в целях развития знаний человека». Данное понятие включая разнообразие, многообразие, солидарность, интеграцию и совместное участие служит непосредственно расширению прав и возможностей человека. А глобальное информационное общество может достигнуть поставленной цели в случае достижения развития человечества на основе прав человека. В этом отношении ЮНЕСКО считает, что создание обществ знания приведет к гуманизации процесса глобализации [3, с.27-43]. Таким образом, большинство авторов и исследователей, поддерживающих данную позицию ЮНЕСКО считает, что неправильно было бы ограничить сущность «общества» лишь ИКТ. Исходя из того, что общество является совокупностью людей, в связи со знаниями, связанными со знаниями и умениями людей, лучше было бы назвать его обществом знаний [2].
Тенденции развития информационного общества и конституционные реформы в Азербайджанской Республике. Опираясь на анализ ряда нормативных документов Азербайджанской Республики и существующей ситуации, можем констатировать высокий темп развития строительства информационного общества в стране. Так, в Национальной Стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 гг. подробно описано существующее в стране текущее положение. Согласно Стратегии, в результате проводимой в Азербайджанской Республике работы по развитию ИКТ были предприняты важные шаги, направленные на более ускоренную интеграцию страны во всемирное электронное пространство, становление новых форм социальной и экономической деятельности (е-правительство, е-торговля, дистанционное образование и пр.), создание рынка информации и знаний, рост эффективности в различных отраслях экономики, повышение качества продукции и услуг. Было заявлено, что эта сфера, находящаяся под особым вниманием государства, является одним из приоритетов для будущего развития экономики страны, и Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 16 января 2013 года №2664 2013 год был объявлен в Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий». В течение 2003-2013 годов государством уделялось высокое внимание и забота о сфере ИКТ, осуществлялась целенаправленная, комплексная и последовательная деятельность. Проявлением именно этого является то, что в традиционно издаваемом через каждые два года отчете ООН «Электронное Правительство-2016» («E-Government Survey 2016») Азербайджан на 12 ступеней улучшил свою позицию и среди 193 стран поднялся с 68-го места на 56-е. По «Индексу Электронного Участия» Азербайджан добившись более стремительного развития улучшил свои позиции на 30 ступеней и занял 47-ю позицию [4].
В Азербайджанской Республике планируются и осуществляются меры по всем параметрам информационного общества. Здесь в первую очередь, следует отметить создание соответствующей правовой базы. Принятые внутри страны многочисленные нормативные источники, открыв новые возможности для развития ИКТ, создали условия для соблюдения принципов свободного рынка и здоровой конкуренции по сфере, широкого использования ИКТ гражданами и государственными органами. 
Наряду со всем этим, исполняется проект «Транс-Евразийской суперинформационной магистрали» (TASIM), поддерживаемый ООН в качестве одной из инициатив правительства Азербайджана, связанных с сектором связи и высоких технологий. Необходимо отметить, что эта магистраль, предусматривающая построение основной транзитной линии, направленной из Франкфурта в Гонконг соединив крупнейшие центры обмена информацией Европы и Азии, будет проходить через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию, протянется до Германии, также запасная Северная транзитная линия будет проходить через Россию, Украину и Польшу [5, с. 77-78].
В целях развития в стране конкурентоспособной инновативной ИКТ-промышленности с высоким экспортным потенциалом соответствующими указами Президента Азербайджанской Республики в подчинении Министерства связи и высоких технологий Азербайджанской Республики были созданы Государственный фонд развития информационных технологий и «Парк высоких технологий». Эти новые структуры обеспечат финансовую и организационную поддержку усилению экономики Азербайджанской Республики, привлечению иностранных инвестиций и расширению производства ИКТ-продукции в стране, организации деятельности новых компаний и инновативным инициативам (start-up). 
Вышеуказанное свидетельствует о высоких темпах развития информационного общества в нашей республике, данное развитие не носит статический характер. Усовершенствование правовой базы по всем направлениям оперативной государственной политики в области развития информационного общества, регулярное осуществление плана мероприятий по исполнению поставленных целей и задач считаются основными факторами, обеспечивающими нормальное развитие информационных правоотношений в Азербайджанской Республике.
 
1.В различных энциклопедических словарях понятия «мультидисциплинарный» и употребляемый в качестве его синонима «трансдисциплинарный» предусматривают одновременный анализ одной проблемы, события или факта по различным уровням, различным сферам.  
     
Список использованных источников:
1. Peter F. Drucker. The Age of Discontinuity, Guidelines to our changing society. New York: Harper&Row, 1969, 394 p.
2. Sally Burch. The Information Society/the Knowledge Society. http://vecam.org/archives/article517.html
3. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (2005). Toward knowledge societies. UNESCO World Report.
4. United Nations. E-Government Survey 2016. https://www.un.org/development/desa/en/
5. Гаджи-заде М.Е. Факторы формирования информационного общества и тенденции его развития в Азербайджане // Проблемы информационного общества, 2015. – №2. – С. 77-78. (на азерб. языке) 
6. Кузнецов П.У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров. Москва: Проспект, 2016. – 312 с.
7. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Дашков и К, 2003. – 232 с. 
 
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2017
Листопад
ПнВтСрЧтПтСбНД
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
У якій, на Вашу думку, сфері державної діяльності принцип справедливості реалізується найгірше?
 
На Вашу думку чи є, на сьогодні, основним змістом діяльності органів державної влади забезпечення верховенства права в Україні?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція