... Приклад діє сильніше погрози (П. Корнель) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 06.12.2018 - СЕКЦІЯ №3
Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда подразумевает необходимость улучшения существующего состояния охраны труда, являющегося одной из причин страданий и лишений большого количества населения, создания масштабных беспорядков по всему миру. Вопреки выполнению «задач по оптимизации и улучшению условий труда, способствующих снижению числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями, обстановка по-прежнему остается напряженной» [3, с. 91].
Поэтому в перспективных направлениях трудоохранной политики каждого государства должно найти отражение как совершенствование мероприятий по улучшению охраны труда, так и усиление организационного аспекта, включая совершенствование законодательства в данной области. Немаловажное значение при этом имеет учет «международного опыта по улучшению условий и повышению безопасности труда» [3, с. 96]. 
Согласно ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК Республики Беларусь) наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников. Положения данной статьи являются более детальными и развернутыми по сравнению с аналогичными обязанностями нанимателя в области охраны труда, содержащимися в Кодексе законов о труде Украины (далее – КЗоТ Украины). Так, наиболее широкий перечень обязанностей нанимателя представлен в ст. 153 КЗоТ Украины, согласно которому на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда. Предлагаем рассмотреть данные нормы подробнее.
Анализируя перечни обязанностей нанимателя в Беларуси и Украине, следует отметить положительную сторону включения украинским законодателем в этот список обязанности по внедрению современных средств техники безопасности в производственный процесс и обеспечению санитарно-гигиенических условий, что является своеобразным шагом к предотвращению производственного травматизма и снижению риска возникновения профессиональных заболеваний работников [4, ч. 4 ст. 153]. Следует отметить, что в Украине трудовые коллективы активно вовлечены в процесс управления охраной труда: они обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны работы и санитарно-оздоровительных мероприятий, контролируют выполнение этих планов, что отражено в ч. 8 ст. 153 КЗоТ Украины.
В отличие от ТК Республики Беларусь, в КЗоТ Украины содержится обязанность собственника или уполномоченного им органа по облегчению и оздоровлению условий труда работников. Так, согласно ст. 158 КЗоТ Украины, собственник или уполномоченный им орган обязан принимать меры по облегчению и оздоровлению условий труда работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, положительного опыта по охране труда, снижения и устранения запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях, снижения интенсивности шума, вибрации, излучений и т.д.
Сами меры по охране труда в КЗоТ Украины не описаны, однако в тексте Кодекса [4, ст. 161] имеется отсылка на Закон Украины «Об охране труда» [2]: «собственник или уполномоченный им орган разрабатывает с участием профессиональных союзов и реализует комплексные мероприятия по охране труда в соответствии с Законом Украины «Об охране труда». 
Часть обязанностей нанимателя в Республике Беларусь (выдача молока и лечебно-профилактического питания, обезвреживающих средств, обязательные медосмотры работников определенных категорий, обеспечение работников горячих цехов газированной соленой водой), несмотря на упоминание в ст. 226 ТК Республики Беларусь, нашла свое закрепление также в отдельных статьях Кодекса (ст.ст. 225, 228, 230, 231 ТК Республики Беларусь). Вышеуказанный перечень обязанностей упоминается и в Законе Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон), вместе с тем, данные положения размещены достаточно разрозненно по его тексту: расположены после норм о службе охраны труда, услугах по охране труда, обучении (ст.28, ст. 30 Закона), тогда как обязанности нанимателя перечислены в ст.17 Закона, что значительно затрудняет их поиск и усвоение.
Обращаясь к Закону Республики Беларусь «Об охране труда», можно рассмотреть в его тексте обязанности нанимателя по организации медосмотров, выдаче средств индивидуальной защиты, однако в указанных в нем мерах недостаточно внимания уделено профилактике профессиональных заболеваний, отсутствуют нормы о выдаче лечебно-профилактического питания и др. [1, ст. 17]. На наш взгляд, было бы целесообразней с точки зрения первостепенной важности и заботы о здоровье работников включить хотя бы часть данных положений, возможно, если не в ТК Республики Беларусь, который имеет большую юридическую силу и значимость, то хотя бы в Закон. Это продемонстрирует также и проявляемый законодателем интерес к здоровью трудоспособного населения Республики.
Таким образом, перечень обязанностей нанимателя, содержащийся в ТК Республики Беларусь [5, ст. 226], дублируется и немного уточняется в Законе. В целом нормы указанных актов в данной части практически идентичны и их дублирование лишь загромождает и затрудняет чтение их обоих. Так как Закон «Об охране труда» призван уточнять нормы Кодекса и является более специальным актом по отношению к нему, то предлагаем максимально обобщить и систематизировать положения ТК Республики Беларусь, содержащие обязанности нанимателя, в одну статью, либо ограничиться при их перечислении ссылкой на соответствующий Закон. На основании вышеизложенного и с учетом опыта соседнего государства, предлагаем включить в перечень обязанностей нанимателя, расположенный в ст.17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», следующие дополнения:
1. Обязанность по внедрению современных средств техники безопасности в производственный процесс;
2. Обязанность принимать меры по усовершенствованию и оздоровлению условий труда работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, положительного опыта по охране труда, снижения и устранения запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях, снижения интенсивности шума, вибрации, излучений и т.д.;
3. Обязанность по выдаче лечебно-профилактического питания работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также уделить внимание описанию в Законе мер по профилактике профессиональных заболеваний работников.

Список использованных источников:
1. Об охране труда: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 №356-З (с изм. и доп. от 12.07.2013). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 158. 2/1453.
2. Об охране труда: Закон Украины от 14.10.1992 №2694-XII (с изм. и доп. от 19.12.2017). Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 49. ст.668.
3. Кляуззе В.П., Сечко Л.К. Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда в 2016-2020 гг. Белорусский экономический журнал. 2015. № 1. С. 86—96.
4. Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 №322-VIII (с изм. и доп. от 18.09.2018). Ведомости Верховной Рады Украины. 1971. приложение к № 50. ст. 375.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №296-З (с изм. и доп. от 13.11.2017). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80. 2/70.

Научный руководитель: Ковалева Е.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины". 
 
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2019
Березень
ПнВтСрЧтПтСбНД
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2018 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція