... Життя не навчить, якщо не має бажання порозумнішати (Б. Шоу) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 05.03.2013 - Секція №2
Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики).
Малый бизнес имеет большое значение в экономическом развитии общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других развитых стран с развитой, социально ориентированной рыночной экономикой. В этих странах малое и среднее предпринимательство по сравнению с крупным бизнесом дает большую долю ВВП и больший процент от общего числа активного в труде населения. Например, определению Германии как оптимальной страны для ведения бизнеса способствует тот факт, что важнейшей опорой немецкой экономической системы являются мелкие и средние предприятия. В основном немецкие предприятия относятся к категории средних и малых (не более 100 сотрудников). Лишь около 2% составляют крупные фирмы, насчитывающие свыше 1 тыс. работников. Поэтому одной из приоритетных задач для правительства является создание максимально благоприятных условий для малого и среднего бизнеса [1].
По предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г. число работников занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ составляет 19 млн., что составляет 13,4% от численности населения России. Исходя из данных Росстата, что общая численность экономически активного населения РФ в 2011 году составила 75,7 млн. человек, следует, что доля работников занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ составила около 25% от общего числа работоспособного населения страны. Уровень безработицы по данным Росстата в 2011 году составил 6,3 % экономически активного населения страны [2] или 4,77млн. человек (из них 1,2 млн. человек были зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных). Таким образом, можно сделать вывод, что именно развитие малых и средних предприятий способно кардинальным образом улучшить ситуацию по трудовой занятости населения РФ.
Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:1) создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики; 2)реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка); 3) возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения; 4) участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка; 5)возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.; 6) участие в решении проблемы развития труда и занятости населения; 7) участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования. 
В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с существованием противоречия между глобальностью технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и поддержку своих уникальных традиций и ценностей. «Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах»[3].
Необходимость в финансовых ресурсах -это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополненииоборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. Поэтому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур. Обобщение результатов опроса предпринимателей приводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особое значение для развития сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятий малого и среднего бизнеса.
Роль государственного управления в обществе – координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете, управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
Малый бизнес как элемент системы общественного производства является одним из условий социально-экономического развития общества, играет важную роль в процессах становления и развития рыночных структур. Малый бизнес – экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенций человека как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик – важного показателя социально-экономического развития общества.
В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, – проблемы безработицы.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70% [4]. В России по данным Росстата за 2011 год 4,6 млн. зарегистрированных (из них 3,2 млн. действующих единиц [2]) субъектов малого и среднего бизнеса, причем темпы образования и развития малых и средних предприятий нестабильны. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и характере государственного вмешательства в процессы становления отечественного малого бизнеса. Целесообразно проведение целого комплекса мероприятий по организации, контролю и поддержке малого бизнеса со стороны государства для того, чтобы он эффективно выполнял свои функции в социально-экономической системе общества. Большое значение имеют правовые условия, так как любая предпринимательская деятельность функционирует в условиях правовой среды. Правовые нормы должны обеспечивать: создание благоприятных условий для функционирования предпринимательской деятельности; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации предпринимательской деятельности, развитии совместной деятельности предпринимателей России и зарубежных стран; подготовку законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами [5]. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой активности и инициативы трудно переоценить, поэтому государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является объективной необходимостью.
 
Список использованных источников:
1. Экономика Германии. Факты в цифрах / По материалам: Н. Фон Люксбург, Ю.А.Порядочнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.de-portal.com/ru/biznes/hidden-articles/ekonomika-germanii-fakty.html
2. Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства». Автор: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2011 г.
3. Паринов С.И. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция “Технологии информационного общества 2011 – Россия”. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iis.ru
4. Малый бизнес: зарубежный опыт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessidei.com/interesnoe/277-malyjj-biznes-zarubezhnyjj-opyt.html
5.  Развитие малого и среднего предпринимательства в России // Материалы семинара экспертной группы: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». – 2011. – № 4. 
 
 

Add comment


Security code
Refresh


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
July
MoTuWeThFrSaSu
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція