... Час - те ж, що й гроші: не витрачайте його намарно, і у вас буде його достатньо (Г. Левіс) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 05.03.2013 - Секція №4
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому или среднему бизнесу. Анализируя данный Закон, следует отметить, что в нем совершенствуется понятийный аппарат законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, а также определяются критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Следует заметить, что данные критерии отличаются от существовавших ранее и в значительной мере ориентированы на критерии, принятые в европейских странах. Закон в ст. 3 определяет: «Субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1]. Такое деление: на средние, малые и микропредприятия принято во многих странах.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным условиям. Необходимо отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия исключены из указанного перечня. В статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ сформулированы следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
«1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)».
Заметим, что данное положение законодательства вызывало и продолжает вызывать определенные нарекания, связанные с тем, что из категории субъектов МСП исключены, к примеру, малые предприятия, создаваемые на территории РФ иностранными лицами, фондами и общественными организациями. В частности Маркварт Эмиль, кандидат юридических наук, профессор Пермского института муниципального управления пишет: «Понять логику законодателя, к примеру, в части исключения из рассматриваемой категории предприятий, создаваемых иностранцами, довольно сложно. Ведь речь в любом случае идет о предприятиях, создаваемых на территории России, действующих в соответствии с российским законодательством, производителе, работодателе и налогоплательщике в России и для России. Заметим, что в большинстве европейских стран таких ограничений не существует (в т.ч. и в части получения поддержки для создания и развития субъектов МСП) [2, с.14]».
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
Примечательно, что в данном Законе впервые используются показатели численности, принятые в большинстве развитых экономик мира. Таким образом, помимо прочего, появляется возможность реально сравнивать малый бизнес России с малым бизнесом других (в первую очередь, ведущих в экономическом плане – Европы, США, Японии, Китая) стран.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1, п. 1 ст. 4]. Указанный показатель не должен превышать предельный размер, который правительство РФ устанавливает один раз в пять лет. Постановлением правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки за предшествующий год без учета НДС, позволяющие отнести организацию к одной из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропедприятия: 60 млн. рублей; малые предприятия: 400 млн. рублей; средние предприятия: 1000 млн. рублей [3].
Порядок исчисления критериев устанавливается нормами частями 6-8 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Вопросы изменения категории предприятия урегулированы в частях 3-5 названной статьи, в которых в частности предусмотрено, что в случае, если различные критерии дают основание по-разному оценивать предприятие, во внимание принимается наибольший показатель. 
Таким образом, в действующем законодательстве РФ конкретно и четко сформулированы критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к категориям среднего и малого предпринимательства. Данные категории разделены, среди субъектов малого предпринимательства, помимо этого, выделены микропредприятия. Статус субъекта малого или среднего предпринимательства вытекает исключительно из соответствия закрепленным в Законе критериям и не требует государственной регистрации в качестве субъекта МСП. В ранее действующем ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и от 24.07.2007 г. предусматривалась государственная регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства. Отмена данной нормы, безусловно, является позитивным фактором, упрощающим идентификацию субъектов МСП и возможность реализации их права на получение государственной поддержки.
    
Список использованных источников:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 30.07.2007. – № 31. – ст. 4006. 
2. Маркварт Э. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ / Эмиль Маркварт. – М., 2011. – С. 14.
3. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.2008. – № 30 (ч. 2). – ст. 3642.

 

Add comment


Security code
Refresh


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
July
MoTuWeThFrSaSu
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція