... Найбільше успіхів ми досягаємо у тому, до чого маємо найліпший хист (Античний вислів) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 14.05.2013 - Секція №1
С началом эпохи реформ во второй половине ХХ века в Российской империи произошли кардинальные изменения в деятельности судебной системы, характеризующиеся демократическим характером, применением буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства. В тоже время в деятельности сиротских судов хотя и произошли определенные изменения, но они скорее носили организационный характер, нежели радикально реформаторский.
Важнейшим законодательным актом в этот период затронувшим основы формирования сиротских судов стало «Городовое Положение» от 16 июня 1870 г. (48498). Оно вводилось сразу в действие «в следующих губернских и областных городах:… Симферополь». В остальных городах и посадах губерний положение вводилось «в ближайший по возможности срок» [1, с. 821]. Кроме того, документ содержал следующие положения, относящиеся к деятельности сиротских судов: «Предоставить Министру Внутренних Дел войти с надлежащими представлениями в Государственный Совет: 1) по сношению с Министром Государственных имуществ:… б) не следует ли обращать в пользу городов выморочные имущества городских обывателей, без различия сословий; 4) о составе Присутствия по городским делам в г. Керчи…» [2, с. 822]. «3. На городское общественное управление возлагается обсуждение, определение и приведение, в установленном порядке, в исполнение законных мер, необходимых для хода дел, ведению сего управления вверенных. 4. Круг действия городского управления ограничивается пределами города и отведенных ему земель… 6. Правительственные установления, земские и сословные учреждения обязаны оказывать содействие к исполнению законных требований городского общественного управления, на котором лежит такая же обязанность в отношении означенных установлений и учреждений. В случае неисполнения с той или другой стороны законных требований, недовольная сторона обращается к губернатору, который, по собранию надлежащих сведений, в дальнейшем ходе дела поступает по ст. 8 и 151» [1, с. 823]. И, наконец, ст. 20 положения давала право участия в выборах в городские органы самоуправления женщинам и лицам достигших 21 года, но не достигшим 25 лет, через своих опекунов с помощью доверенности [1, с. 825].
В развитие данного положения 18 ноября 1873 г. принят указ № 52791 «Об изменении примечания 5 к ст. 4560 Общ. Губ. Учрежд. (Свода Зак. Т. 2, част. 1, по Прод. 1871 г.), относительно заведывания Сиротским Судом опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан, личных дворян и разночинцев». В нем, в частности, указывалось: «Там где введено в действие Городовое Положение 16 июня 1870 г. (48498), опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан и цеховых, а равно личных дворян и разночинцев, заведывает сиротский суд, состоящий, под председательством городского головы из членов, избираемых на 3 года частными собраниями сословий купеческого, мещанского и ремесленного, где таковое существует. Число членов сиротского суда определяется общим собранием означенных сословий, под председательством городского головы, и не может быть менее чем по одному от каждого избирающего сословия. В случае непринятия на себя городским головою обязанностей председателя сиротского суда, в председатели его избирается вышеупомянутым общим собранием сословий особое лицо, которое утверждается в должности Губернатором» [2, с. 502-503].
С проведением судебной и городовой реформы стала меняться система органов опеки, существовавшая в Таврической губернии. Первоначально был ликвидирован Карасубазарский римо-католический суд, несколько позже Керченский коммерческий суд. Как видно из смысла принятых законодательных актов, была расширена социальная база деятельности сиротских судов, а сами они вписаны в новую структуру по самоуправлению городом.
3 апреля 1889 г. был принят указ № 5895 «О предоставлении Городским думам, образованным по Городовому Положению 1870 г., избирать Председателя Сиротского Суда и определять число его членов». Им, в частности, предусматривалось, в изменение ст. 1747 Общего Губернского Учреждения (Свода Зак. Т. 2, ч. 1, изд. 1876 г.), постановить: «В случае непринятия на себя Городским Головою обязанностей Председателя Сиротского Суда, в Председатели последнего избирается Городской Думой лицо, утверждаемое в должности Губернатором. Равным образом, Городской Думой определяется число членов Сиротского Суда, с таким расчетом, чтобы в состав его входило, по крайней мере, по 1 члену от каждого избирающего их сословия» [3, с. 125-126]. И, наконец, в 1891 г. был принят указ № 7756 «О предоставлении Городским Думам в столицах и в городе Одессе избрания Первоприсутствующих Сиротских Судов и определение числа членов оных». Впрочем, он не затронул деятельность сиротских судов Таврической губернии.
В дальнейшем на законодательном уровне деятельность сиротских судов более не регулировалась. Однако существует весьма существенный блок подзаконных нормативно-правовых актов. Высшую ступень в нем занимают указы правительствующего сената. Это, к примеру, указ от 16 сентября 1909 г. губернаторам по вопросу ходатайств о продаже имений опекаемых [4, л. 43]; 13 ноября 1907 г. указ Сената Таврическому губернатору, перенаправленный им симферопольскому сиротскому суду, «об усмотренных некоторых недостатках в залоге имений, принадлежащим малолетним и прочим, состоящим под опекой лицам [4, л. 7]; указом от 4 апреля 1888 г. сенат решил начислять опекунам 5% за их труды не с валового, а с чистого дохода [5, л. 14]; 21 февраля 1866 г. в Бахчисарайский сиротский суд из Таврического губернского правления из Сената пришло распоряжение – выдавать по требованию частных лиц и присутственных мест копии с решений [6, л. 4] и т.д.
Следующую ступень правовой основы занимают различные циркуляры. Так, к примеру, циркуляром министра юстиции графа Палена от 9 февраля 1871 г., дворянские опеки и сиротские суды, по установленной тогда же форме ведомостей, ежегодно доставляют отчеты о своей деятельности и о своевременном доставлении таких отчетов за 1882 г. [5, л. 1]; циркулярное предложение министра юстиции от 9 февраля 1883 г. «в виду предположений о преобразовании опекунской части» [5, л. 1]; циркуляр от 10 мая 1908 г. «о доставлении казенным палатам отчетов о всех сделках и подрядах за 1905 – 1907 г. для контроля за сбором промыслового налога и договорах на будущее время» [4, л. 19]; циркуляр от 15 июля 1909 г. «о доставлении сведений по договорами подрядам, заключенным в 1905 – 1907 гг.» [4, л. 29] и другие.
Низшую ступень же занимают указы местных органов власти сиротским судам. К таковым, к примеру, можно отнести указ, от мая 1906 г. из Таврического губернского правления симферопольскому сиротскому суду [5, л. 163]; указ Таврического губернского правительства по исполнительной экспедиции «о неукоснительном исполнении распоряжений сиротскими судами и дворянскими опеками решений гражданского и уголовного суда под страхом взыскания» 1808 г. [7, л. 46]; а также указы из гражданской палаты, других судов, например уголовных и т.д.
 
Список использованных источников:
1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Отделение первое. Т.XLV. 1870. – СПб, 1874. – 896 с.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Отделение второе. Т.XLVIII. 1873. – СПб, 1876. – 648 с.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. IХ. 1889. – СПб., 1891. – 728 с.
4. Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК), ф. 57, оп. 1, д. 160. Инструкции и указания правительствующего Сената и Министерства Внутренних Дел (по другим причинам). 13.02.1867-2.01.1917 г.
5. ГААРК, ф. 57, оп. 1, д. 18. Циркуляры и другие распоряжения. 24.03.1883-13.02.1907 г.
6. ГААРК, ф. 56, оп. 1, д. 741. По именным указам и предписаниям губернского правления. 1866 г. – 28 л.
7. ГААРК, ф. 56, оп. 1, д. 9. По указу Таврического гражданского и уголовного суда о доставлении в оный всех сиротских делах производящих ведомостей. 1807-1814 г. – 55 л. 
 
 

Add comment


Security code
Refresh


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
July
MoTuWeThFrSaSu
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція