Науково-практична Інтернет-конференція 14.05.2013 - Секція №1
Изменение роли государства, интеграция Казахстана в мировую экономику, внедрение новых технологий, потребовало и соответствующего развития государственной службы. Согласно Конституции Республики Казахстан граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом, ст. 33 Конституции Республики Казахстан. Одним из приоритетных направлений является совершенствование государственной службы с учетом мирового опыта, потребностей государства и доведение её до высоких международных стандартов. Повышение эффективности деятельности органов государственного управления и государственной службы направлено на развитие новой казахстанской государственности и достижение процветания страны.
Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена с обретением независимости и построением собственной государственности, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Казахстан одним из первых среди стран СНГ провел успешную реформу государственной службы 18 сентября 1998 года решением Главы государства были образованы Агентство по делам государственной службы и его территориальные органы, а также Академия государственной службы при Президенте РК, в прошлом году преобразованная в Академию государственного управления при Президенте РК.
В результате осуществленных реформ была сформирована принципиально новая система государственной службы, разработана ее нормативно-правовая база, и устоялись основные институты, что свидетельствовало о завершении начального этапа реформирования этой сферы. Согласно ст. 1 Закону Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года государственная служба – деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Несмотря на положительные сдвиги на данном направлении следует признать, что система государственной службы еще не полностью соответствует мировым стандартам. Процесс развития системы государственной службы характеризуется не только положительной динамикой, но и наличием определенных проблем объективного характера. 
Одной из наиболее проблемных аспектов в сфере государственной службы является борьба с коррупцией, факторами роста коррупции являются: слабые стимулы карьерного продвижения госслужащих, наличие противоречия в законодательных нормах, низкий уровень заработной платы и социальной защищенности государственных служащих. Поэтому, считаю, что процесс реформирования государственной службы необходимо продолжить. Для решения этой проблемы необходимо: внедрение и развитие передового опыта зарубежных стран, использование информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг населению и акцентирование внимания на непрерывном обучении государственных служащих.
Известно, что профессиональная деятельность государственного служащего характеризуется существенным ограничением определенных личных прав и свобод, что, несомненно, требует адекватной социальной компенсации со стороны государства. Отсутствие существенных льгот и социальных привилегий делают государственную службу неконкурентоспособной и малопривлекательной для перспективных и высокопрофессиональных кадров. В этой связи, необходимо понимание того, что именно привилегии являются объективной потребностью любой управленческой системы в любом обществе. Поэтому, для повышения уровня престижности государственной службы в обществе целесообразно усилить уровень социальной поддержки государственных служащих. Требует доработки вопрос создания дополнительных механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих. В этой связи, необходимо рассмотреть возможность участия государственных служащих в долевом строительстве на льготных условиях, которое предполагает разработки законодательного механизма покрытия определенного процента от всей суммы взноса государством.
Вместе с тем следует дальше развивать систему жилищно-строительных сбережений, рассмотреть возможность премирования государственных служащих за выслугу лет начислением определенной суммы в счет погашения кредита Жилищно-Строительного Сберегательного Банка, также одним из возможных механизмов обеспечения доступности жилья видится использование пенсионных накоплений государственных служащих для покрытия недостающей суммы с последующим пополнением своего пенсионного счета. Необходимо совершенствовать механизмы ипотечного кредитования, которые учитывали бы количественный состав семьи, тем самым механизм предполагает покрытие государством определенной части ипотечного кредита с гарантированным сроком отработки на государственной службе многодетным и молодым семьям. Целесообразно развитие социального жилья для государственных служащих, в том числе, предусматривающее механизм арендной платы с фиксированной суммой, определяемой государством.
Следует разработать оптимальную модель медицинского страхования государственных служащих. Для этого необходимо разработать для государственных служащих механизм медицинского страхования, предполагающий обеспечение здоровья государственного служащего путем определения объема пакета гарантированных медицинских услуг за счет функционирования системы добровольного медицинского страхования. Таким образом, считаю достижение вышеуказанных задач повысят эффективность функционирования государственного аппарата на дальнейшем этапе.