... Геній - це розум, який знає свої межі (А. Камю) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.12.2015 - Секція №5
Организованная преступность представляет собой сложный социально-экономический феномен, отличающийся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей. Иногда ее сравнивают с смертельными заболеваниями, имея ввиду то, что она ведет к деградации социального организма, и то , что общество не нашло эффективных мер избавления от нее. В истории преступности наблюдаются два явления: с одной стороны, цивилизация уничтожает одни виды преступности, ею же созданные, и создает на их место новые, с другой стороны, преступность претерпевает двойную морфологическую эволюцию, делающую ее характерным показателем каждого исторического периода, для каждой социальной группы [2, c. 256].
В последнее время помимо основной цели, преследуемой лицами, вовлеченными в организованную преступную деятельность, – олучения прибыли, прослеживается и стремление к влиянию на государственные и общественные институты, обладанию политической властью. Другими важнейшими тенденциями организованной преступности выступают: нацеленность на сферу экономики; стремление к легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем; теснейшая взаимосвязь с коррупцией; транснациональный характер; возрастание активности и влияния «этнических» преступных объединений; формирование идеологии организованной преступной деятельности [1, c. 270].
Наиболее типичными направлениями преступной деятельности организованных групп являются: криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, криминальная приватизация, нарушения налогового законодательства); рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осуществляющих самостоятельную преступную деятельность; киднепинг, с последующим получением крупного выкупа; заказные убийства; организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов и методов; международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении); фальшивомонетничество; сбор «общаковых» средств, как с преступников-профессионалов, так и с отдельных юридических и физических лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кланов воров в законе, которые затем используют их для наращивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию.
В 2000 году Указом Президента Украины была принята Комплексная программа профилактики преступности. Целями этой Программы являлось обеспечение активного наступательного противодействия преступности и достижение замедления темпов ее роста на основе четко определенных приоритетов, поступательного наращивания усилий государства и общественности, совершенствования законодательства, организации средств и методов предупреждения и раскрытия преступлений [3]. В результате усиления профилактического воздействия на преступность ожидалось снижение уровня преступности, ослабление общественной напряженности, вызванной ее влиянием; уменьшение влияния организованной преступности на экономическую и политическую сферы общества; уменьшение коррупционных проявлений; существенное повышение уровня защиты экономических отношений от преступных посягательств, вытеснение из экономической сферы криминальных элементов, сокращение объемов «теневой» экономики; улучшение защиты правоохранительными органами прав, свобод и собственности граждан, создание безопасных условий жизни в государстве.
В настоящее время, во многих странах мира сохраняется достаточно высокий уровень организованной преступности. Это связано, прежде всего, с нестабильной политической ситуацией во многих регионах, и с последствиями мирового финансового кризиса, резко снизившего финансовое положение многих людей. Нарушаю закон различными путями и в различных областях. Во всем мире ведется подробный учет статистики и структуры преступлений. На основе этой информации впоследствии вносятся поправки в уголовный кодекс, и перераспределяется финансирование государственных структур, ответственных за соблюдение законов.
Особую тревогу вызывает сегодня то, что организованная преступность в той или иной степени проникла в большинство жизненно важных отраслей экономики. В качестве доходной сферы организованный криминалитет продолжает рассматривать металлургический, топливно-энергетический комплекс, лесную промышленность, кредитно-финансовую сферу, рынок ценных бумаг, производство и реализацию алкогольной и табачной продукции. Для создания благоприятных условий осуществления преступной деятельности преступники проявляют повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления. В процессе глобализации организованная преступность приобретает ряд качественно новых параметров. Стремясь получить дополнительные доходы, преступники распространяют свое влияние за рамками национальных границ, создав финансово-экономические единицы более чем в 40 зарубежных странах. Все эти обстоятельства выступают факторами, препятствующими укреплению положения страны на международной арене и отмечаются мировым сообществом в числе причин ненадежности Украины как стратегического партнера.
Организованная преступность, проникнув в представительные, исполнительные и правоохранительные структуры государства, практически заявляет о своих претензиях контролировать государство. Проблема противодействия этому грозному явлению стала не просто общенациональной, но и масштабной политической проблемой, требующей от государства определения и реализации основных направлений политики, адекватной возникшей угрозе.
В настоящее время, к сожалению, в стране отсутствует явная последовательная стратегия борьбы с организованной преступностью, не существует целостной системы противодействия ей. Создание такой системы – задача государственной важности. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с некорректными приоритетами, ведет к сбоям и в осуществлении экономической, социальной и национальной политики. Слабая политика государства по отношению к организованной преступности, в силу масштабности и остроты возникшей опасности, ставит под вопрос существование самого государства.
Механизм противодействия организованной преступности может быть представлен структурно в виде системы государственных и негосударственных институтов, и функционально как система мер политического, социально-экономического, правового, идеологического, организационного и правоохранительного порядка, которые предпринимают эти институты с целью предупреждения, нейтрализации и уничтожения организованной преступности. Названный механизм соответственно должен быть многоуровневым, включающим глобальные и региональные межгосударственные, региональные внутригосударственные и местные компоненты. 
Среди основных направлений системы специальных мер по борьбе с организованной преступностью можно выделить следующее:
– выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество: общее управление, планирование и координация деятельности по борьбе с организованной преступностью; антикоррупционное законодательство и соответствующие меры; борьба с «отмыванием» преступных капиталов;
– обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности: надзор и контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц, предпринимательской деятельности; специальное организационно-правовое и техническое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности с помощью служб безопасности, частных детективов и охранников, вневедомственной охраны и т.п.;
– осуществление специальной правоохранительной деятельности: уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные, разведывательные и контрразведывательные, уголовно-исполнительные, административно-процессуальные, арбитражно-процессуальные меры;
Организационные меры противодействия организованной преступности прежде всего должны быть направлены на преодоление узковедомственности и переход к комплексному подходу к ним со стороны государства и общества. Это необходимо сочетать с последовательными мероприятиями, направленными на совершенствование правоохранительных структур и повышение профессионализма их сотрудников, т.к. осталось немного специалистов, имеющих богатый опыт оперативной и следственной работы. Субъектом противодействия организованной преступности должно быть общество в целом. Успехи в деле противодействия организованной преступности возможны лишь при наличии политической воли высших эшелонов власти государства, которая должна не только декларироваться, а проявляться в конкретной практической деятельности представителей верховной власти страны с учетом их компетенции.
 
Список использованных источников:
1. Агапов П.В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности. Изд-во второе, испр. и доп. / П.В. Агапов // Под науч.ред. докт.юрид.наук, проф. Н.А.Лопашенко. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 312 с.
2. Меркушин В.В. Противодействие транснациональной организованной преступности / Под общ. ред. В.Ф. Ермоловича. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.
3. Проблемы борьбы с коррупцией, организованной преступностью и контрабандой. Аналитические разработки. – К., 2001. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
October
MoTuWeThFrSaSu
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція