... Успіх вимірюється не тим наскільки високо ви вилізли, а тим, скільки ви з собою принесли (У.Роуз) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.12.2015 - Секція №2
Миграционная политика – это основанная на принципах конституционного строя система объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [4].
Миграционная политика тесно связана с проблемами беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих политическое и временное убежище, трудовых и иных переселенцев, а соответственно с правовым статусом граждан и иностранных граждан, его конституционно-правовой основой и особенностями для отдельных категорий физических лиц.
В современных условиях, когда мировой финансовый кризис в той или иной степени затронул экономики ведущих стран мира, политические процессы и нестабильность в них привели к массовому потоку миграции в страны Евросоюза. Перед принимающими мигрантов государствами остро встал вопрос: как следует решать проблему социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в коренной социум. При этом возникает проблема не только языковых барьеров, но и более глубоких политических, культурных, конфессиональных различий, которые могут привести не только к созданию «мультикультурного общества», но и деструкции и расшатыванию культурных основ «принимающего общества», угрожая стабильности самого государства. Каждый из перечисленных конечных результатов прежде всего зависит от эффективности государственной политики в сфере регулирования миграционных потоков. Среди комплекса мер, направленных на упорядочение миграционных потоков в ЕС, используются два основных механизма: нормативно-правовое регулирование и интеграционные меры. Первый воздействует непосредственно на количественные составляющие миграции – численность и интенсивность потока мигрантов, а второй механизм служит качественному изменению и интегрированию переселенцев в коренной социум [5, с.40].
В сфере нормативно-правового регулирования действующим субъектом являются национальные государства и общеевропейские институты. Объектом регулирования являются миграционные потоки и связанные с ними социально-экономические последствия. К универсальным международным принципам и нормам, разработанным в сфере регулирования миграции, относятся: право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; запрет высылки; недопустимость дискриминации; содействие воссоединению семей; право на судебную защиту  [5, с. 41].
Данные нормы закреплены в универсальных международных актах о правах человека, например, во всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и других документах. Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1973 г.), любые законодательные меры по ограничению прав на свободу передвижения тех или иных расовых групп, определяются как «бесчеловечный акт». 
Правовое регулирование миграции граждан ЕС имеет большое значение в структуре права ЕС. Свобода передвижения лиц рассматривается как элемент общего рынка, пространства свободы, безопасности и правосудия, следствие единого европейского гражданства. Она включает регулирование таких вопросов, как пребывание (проживание) граждан ЕС на территории Союза, перемещения работников, включая предостережение о новых членов, и воссоединение семьи [1].
Предостережение о «новых» членах представляют собой отступление от общих правил, установленных Регламентом 1612/68, которые могут быть использованы «старыми» членами ЕС в отношении граждан «новых» государств-членов для ограничения свободного перемещения трудящихся последних. Эти оговорки состоит в том, что в продолжении двухлетнего периода после расширения ЕС между «старыми» и «новыми» государствами-членами могут продолжать действовать соответствующие двусторонние соглашения или национальное законодательство «старых» членов ЕС, то есть, как правило, разрешения на работу. По истечении двух лет ограничения могут быть продлены еще на три года при информировании Комиссии. После чего ограничения возможны только в случае существенного подрыва рынка труда или угрозы такого еще в течение одного двухлетнего периода. Действие оговорок не может ухудшить положение трудящихся из «новых» государств-членов по сравнению с тем, как оно было на момент присоединения соответствующих стран в ЕС. Предостережение не применяются в отношении Мальты и Кипра.
Поэтому в ЕС существуют свои нормативно-правовые механизмы, дополняющие международные декларативные принципы общей правоприменительной практики. Основными документами в сфере миграционной политики ЕС являются: – Амстердамский договор (1997 г.) о внесении изменений в Договор о Европейском союзе; – Договор об учреждении Европейских сообществ, который закрепил передачу вопросов юстиции и внутренних дел (визовой политики, предоставление убежища, иммиграции) в ведение органов Европейского союза. Основным документом на территории ЕС в сфере миграции является Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.). В ней закреплены основные права трудящихся мигрантов. Фактически Европейская конвенция направлена на обеспечение равенства условий работы и проживания трудовых мигрантов в принимающих странах [2, с.124].
В Регламенте 539/2001 2001 г. «Об установлении перечня третьих стран, граждане которых должны иметь визу, и стран, граждане которых освобождаются от виз» регулируются условия въезда иностранных граждан в ЕС. Документ содержит также общий перечень стран, граждане которых обязаны иметь визу при пересечении внешних границ государства-члена, а также перечень стран, граждан которых освобождаются от требований получения визы для пребывания продолжительностью максимально до трех месяцев. Фактически в данном документе учреждаются так называемые черные и белые списки третьих стран, что, несомненно, является нарушением Конвенции по правам человека (1947 г.), декларирующей свободу передвижения. Однако именно данная мера позволила довольно эффективно сдерживать нелегальную миграцию в страны ЕС, хотя и не дала возможности ее полного пресечения [3, с. 117].
В странах ЕС формируются специальные государственные институты, такие как британский Комитет по расовому равноправию (Committee of Racial Equality); немецкое Бюро по недискриминации в правах (Antidiskriminierungsstelle); французский Совет по вопросам равенства в правах и борьбе против дискриминации (Autoritе de Lutte contre les Discriminations et pour l’Egalitе); испанский Высший совет по иммиграционной политике (Consejo Superior de Politica de Inmigracion) и итальянский Комитет по миграции (Il Comitato Per La Migrazione). Эффективная миграционная политика в странах ЕС именно по адаптации и интеграции мигрантов в коренной социум необходима также для улучшения внутренней демографической ситуации на общеевропейском пространстве.
В настоящее время коренное население большинства стран Евросоюза является носителем одних и тех же проблем: старение и естественная убыль населения, отсутствие восполняющей динамики рождаемости, а также отсутствие высококвалифицированных кадров для удовлетворения потребностей рынка труда. По прогнозам статистических служб, количество трудоспособного активного населения только в Германии может снизиться примерно на 8 млн чел. уже к 2025 г. В Италии, одной из самых активно принимающих стран, наибольший пробел в специалистах ощущается в ключевых для коренного общества отраслях: медицине, фармакологии, образовании и фундаментальной науке. Кроме того, в Италии со вступлением в должность главы Министерства международного сотрудничества и интеграции Сесиль Кьенге вообще наметились коренные преобразования в сфере государственной миграционной политики. Новый министр планирует множество не слишком популярных в Италии мер, в частности формирования Jus soli – гражданство для лиц, родившихся на территории Италии независимо от гражданства их родителей, ликвидацию скандально нашумевших в залах судов по правам человека Центров установления личности и депортации. Министр также намерена уже в 2014 г. добиться одобрения парламентом отмены целого ряда законодательных норм, направленных на противодействие нелегальной миграции в страну, так как в настоящее время нелегальная миграция в Италии считается преступлением и подлежит административным санкциям согласно действующему законодательству. В данном контексте возникает вопрос о степени демократичности итальянского государства на современном этапе, поскольку ограничение въезда тех или иных групп мигрантов в теории нарушают права человека о свободе передвижения, о чем многие итальянские исследователи писали еще в 80-х годах ХХ века [5, с. 47].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: современная политика стран Евросоюза имеет комплексный характер и отражает специфику социально-экономической ситуации каждого отдельно взятого национального государства. Общими для всех стран являются следующие характеристики: – сегментированная по направлениям миграционная политика; – наличие в национальных законодательствах стран ЕС механизмов по ограничению въезда для определенных категорий мигрантов, мотивированные неудовлетворительным состоянием рынка труда меры по упрощению въезда высококвалифицированных специалистов; – усиление требований по внутренней интеграции в коренной социум для мигрантов. Все говорит о новом подходе к миграционной политике как интеграционной составляющей деятельности государства в сфере регулирования миграционных потоков.
 
Список использованных источников:
1. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза: учебник / под ред. С.Ю. Кашкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2011. – 1119 с.
2. Энтин Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы / Л.М.Энтин. – М.: Изд-во «Аксиом», 2009. – 304 с.
3. Четвериков А.О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств-членов Европейского Союза / А.О. Четвериков. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 381с.
4. Коробеев В.А. Миграционная политика: понятие и сущность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ONG_2006/Pravo/16936.doc.htm
5. Царева Е. Миграционная политика Европейского союза / Е. Царева // Обозреватель-Observer. – 2014. – №3 (290). – С. 40-48. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
October
MoTuWeThFrSaSu
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція