... Таємниця успіху у тому, щоб бути готовим скористатися зі слушної нагоди, коли вона настане (Б. Шоу) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.12.2015 - Секція №3
Институт регулирования инвестиционной деятельности является одним из основных институтов международного частного права, о чем свидетельствует бум зарубежного инвестирования, который сегодня переживает мир. Почти все страны мира в той или иной форме стараются привлечь иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, то есть систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов, а также правовую базу для охраны иностранных инвестиций.
Для разрешения этих вопросов необходимо наличие эффективной системы правового регулирования иностранных инвестиций в принимающем государстве. Рассматривая проблему правового регулирования иностранных инвестиций, необходимо выяснить, на какие источники опирается государство, оказывая воздействие на инвестиционный процесс. Как справедливо отмечают российские правоведы, «столь сложное явление экономической действительности как иностранные инвестиции не может не регулироваться большим количеством нормативных актов, принадлежащих при этом к разным отраслям права» [2, с.76].
Говоря об источниках права, направленных на регулирование иностранных инвестиций, можно условно выделить две большие группы: национально-правовые источники и международно-правовые источники. Среди национально-правовых источников следует назвать следующие:
1) Конституция Азербайджанской Республики (далее по тексту – АР), обладающая высшей юридической силой на территории страны и в которой отразились важнейшие принципы осуществления иностранного капиталовложения [3]: неприкосновенность собственности и охрана ее государством (п. 1 ст. 13); гарантия свободы предпринимательства, недопущение монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях (п. 2 ст. 15, ст. 59); недопустимость отчуждения собственности без выплаты предварительного справедливого возмещения ее стоимости (п. 4 ст. 29); национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 69) и другие;
2) Нормативно-правовые акты общего характера, регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности: Гражданский Кодекс АР, Налоговый Кодекс АР и другие;
3) Нормативно-правовые акты специального характера, то есть акты, в которых содержатся нормы, предназначенные именно для регулирования отношений, связанных с осуществлением иностранных капиталовложений: Закон АР «О защите иностранных инвестиций» от 15 января 1992 г., Закон АР «Об инвестиционной деятельности» от 13 января 1995 г., содержащие в себе понятия основных терминов инвестирования, формы иностранного инвестирования, гарантии инвестициям, правовые режимы иностранных инвестиций, рассмотрение споров, связанных с иностранным капиталовложением и т. д. Наличие названных законов позволяет отнести Азербайджан к числу стран, имеющих специальное инвестиционное законодательство;
4) Отраслевые нормативно-правовые акты, тем или иным образом распространяющие свое действие на отношения, связанные с иностранными капиталовложениями: Закон АР «О международном арбитраже» от 18 ноября 1999 г.; Закон АР «О приватизации государственного имущества» от 16 мая 2000 г; Закон АР «О международном частном праве» от 6 июня 2000 г. и другие;
5) Подзаконные акты, среди которых основное значение имеют указы Президента, направленные на развитие предпринимательства в стране: Указ Президента АР «О мерах по обеспечению организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности по принципу «одного окна» от 25 октября 2007 г.,; Указ Президента АР «О сокращении видов предпринимательской деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), упрощении процедур выдачи специального разрешения (лицензии) и обеспечении их прозрачности» от 19 октября 2015 г. и т.д.;
Международно-правовые источники в свою очередь делятся на международные многосторонние источники и международные двусторонние источники. Как известно, международные нормы могут содержаться как в договорных источниках, так и в международных обычаях. Что касается последних, то важную роль в регулировании инвестиционных отношений играют резолюции и декларации международных организаций, которые содержат в себе правила поведения, ставшие в результате согласия государств обычными нормами общего международного права [5]. Среди деклараций и резолюций, положения которых нашли дальнейшее развитие в международных договорах в сфере иностранных инвестиций, следует отметить Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Кодекс либерализации движения капитала 1961 года, Декларацию о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами от 14 декабря 1962 г. и другие. 
В соответствии со ст. 148 Конституции АР международные договора, стороной которых является АР, – неотъемлемая составная часть системы законодательства АР. Применительно к юридической силе международных договоров ст. 151 Конституции провозглашает их приоритет над национально-правовыми актами (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путем референдума) в случае возникновения противоречий между положениями последних и положениями международных договоров [3]. 
Азербайджан является участником таких важнейших многосторонних договоров, непосредственно направленных на регулирование инвестиционных правоотношений, как Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18 марта 1965 г. и Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 11 октября 1985 г., Положения этих договоров, в частности гарантии прав иностранных инвесторов, нашли отражение в инвестиционных законах АР. 
Важную роль в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций играют двусторонние инвестиционные соглашения (далее по тексту – ДИС). Наша Республика активно заключает подобные соглашения с иностранными государствами, что является свидетельством стремления привлечь иностранный капитал в развитие экономики, прежде всего ненефтяного сектора, путем создания благоприятного инвестиционного климата. Так, если по состоянию на 2000 г. АР заключила 16 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций [7, с. 29-30], то к концу 2014 г. их число возросло до 52 [8, с. 10].
Большинство ДИС предусматривают, что иностранные инвестиции осуществляются в соответствии с законодательством принимающего государства, что позволяет последнему ограничивать или запрещать иностранные инвестиции в определенных сферах экономики, либо предоставлять национальным инвесторам дополнительные льготы по сравнению с иностранными инвесторами. Основное место в этих договорах занимает обуславливаемый общий правовой режим для инвестирования. Обычно это – режим наибольшего благоприятствования или национальный режим [6, с. 77-78; 4, с. 280]. 
Значительную роль играют также двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, с помощью которых государства стремятся создать благоприятные условия иностранного инвестирования и таким образом стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития. Подписывая такое соглашения, государство принимает на себя обязательства полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения [1, с. 176].
Как видно из проведенного анализа, деление источников правового регулирования иностранных инвестиций на национально-правовые и международно-правовые носит условный характер. К такому выводу позволяет прийти ст. 148 Конституции АР, провозглашающая международные договора, стороной которых является АР, неотъемлемой составной частью системы национального законодательства.
В заключение следует отметить, что несмотря на большие успехи, достигнутые за последние 20 лет в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, все еще остаются пробелы в инвестиционном законодательстве АР: нечеткие положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах (нет подробного определения субъектов, относящихся к категории иностранных инвесторов, определения понятий «реинвестирование», «инвестиционный проект» и других); положения специальных инвестиционных законов не распространяются на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения общественно полезной цели и т.д. Кроме того, частные инвесторы, предприниматели, ассоциации предпринимателей не могут участвовать в законотворческом процессе, а неясность положений нормативно-правовых актов нередко приводит к затруднениям при их применении. Для достижения лучших результатов необходимо также усовершенствовать и механизм их имплементации.
 
Список использованных источников:
1. Богатырев А.Г. Инвестиционное право / А.Г. Богатырев.– М.: Росс. право, 1992. – 272с.
2. Болюх А.Я. Правовой режим иностранных инвестиций в России / А.Я. Болюх, А.О.Шахов, В.В. Силкин. – М.: МГИМО, 2006. – 264 с.
3. Конституция Азербайджанской Республики (с изменениями и дополнениями по 24 августа 2002 года). – Баку: изд-во «Ганун», 2002. – 48 с.
4. Мороз С.П. Инвестиционное право / С.П. Мороз. – Алматы: КазГЮУ, 2006. – 431 с.
5. Фураев А.О. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России / А.О. Фураев [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. – 2008, №1 (3). – Режим доступа к журн.: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_jcontentplus& view=article&id=3522:2012-11-02-04-27-59&catid=297:2012-10-02-07-50-27&Itemid=196
6. Ча Ю.Х. Двусторонние соглашения и международные конвенции об иностранных инвестициях / Ю.Х. Ча // Вестник МИУ. – 2003, № 3-400. – С. 77-82.
7. UNCTAD. International Investment Instruments: A Compendium. Vol. XI. United Nations. – Geneva, 2003. – 316 p.
8. UNCTAD. Recent Trends in IIAs and ISDS. IIA Issue Note, No. 1 – Geneva, 2015. – 18 p. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
October
MoTuWeThFrSaSu
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція