... Приклад діє сильніше погрози (П. Корнель) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.12.2015 - Секція №2
Информирование общественности считается важным фактором его прогрессивного и демократического развития. Обеспечение граждан, государственных и негосударственных организаций необходимой информацией, имеет важное значение для обеспечения законных прав граждан и для выполнения государственными и негосударственными организациями своих функций. Реализация этого процесса с одной стороны обуславливается постоянным усовершенствованием соответствующей системы информационных средств и технологий, а с другой стороны правовым урегулированием самого процесса. В современную эпоху, из-за расширения охвата информационных ресурсов, существуют различные подходы к понятию – информационные ресурсы. Информационные ресурсы – это информация, используемая в производстве, технике, управлении и жизни общества, специально организованная и обработанная в машинах электронного вычисления. По другой теории, информационные ресурсы, это обработанная и распространенная информация, созданная с помощью информационных технологий. Такая информация сосредотачивается в научной литературе, документах, в памяти людей и в автоматизированных информационных системах. 
Информационные ресурсы по характеру производства относятся к повторно перерабатываемым ресурсам. Процесс переработки информационных ресурсов в сравнении с другими ресурсами обладает рядом важных свойств, а также состоит из этапов создания и обработки, распространения и использования. Этап распространения является этапом, непосредственно принадлежащим информационным ресурсам. Его необходимость вытекает из характера и распространения информации. Необходимо отметить, что информационные ресурсы не расходуются при использовании. В случае передачи информации из одного источника в другой, первый источник лишается данной информации. 
Одна и та же информация может быть многократно использована для решения различных вопросов. Единственным ограничением является временной фактор. Таким образом, время определяет степень актуальности информационных ресурсов. 
Информационные средства и ресурсы активно применяются различными, в том числе противоборствующими элементами политической системы, в особенности государственно-правительственными и политическими партиями. Этот факт объясняется тем, что государство посредством правительственно-политической структуры осуществляет управление обществом, а политическая партия ведет открытую борьбу за захват государственной власти. По этой причине, использование государственными политическими партиями, как институтами политической системы, информационных средств, приобретают более активный характер в период политических компаний, в особенности в период выборов. В основном в лице учредителей средств массовой информации выступают государственные и политические партии и с помощью этого они доносят свои политические платформы и программы до широкой массы читателей и зрителей. 
Именно в зависимости от политически-идеологических причин отдельные информационные ресурсы в различном порядке влияют на общественное сознание. Это положение, прежде всего, сосредотачивает внимание на положительных или отрицательных моментах предвыборных программ или деятельности различных политических институтов. Посредством демонстрации увеличения или уменьшения разницы между политическими программами, та или иная программа приводится в ранг неконкурентоспособной. В то же время активно освещается личность и личная жизнь политических деятелей, а также общественное мнение электората касательно их. На основе указанной информации, на выборах искусственно формируется мнение о тех или иных политических партиях или политических деятелях. Несомненно, впечатления избирателей о политических партиях и политических деятелях проявляют себя в поведениях избирателей во время выборов. В некоторых случаях чтобы заработать доверие бывшего зрителя, читателя и слушателя предпочитается политически одобренная информация. Государство и его органы со средствами массовой информации выступают в качестве объекта управления государством, а с другой стороны в качестве средства политического воздействия, направляется против него самого. С другой стороны средства массовой информации могут выступать против принятия какого-либо законодательного акта, формировать мнение в связи с деятельностью какого-либо государственного деятеля, что в результате завершается его отставкой. Именно с этой точки зрения условное понятие «четвертая власть» сказанное о средстве массовой информации является абсолютно верным. 
Деятельность средств массовой информации, которые являются частью информационных ресурсов, не ограничивается только лишь влиянием на политические институты. Средства массовой информации осуществляют важную идеологическую функцию в возникновении, распределении, обосновании социальных ценностей общества и государства. В то же время формирование политических, правовых, нравственных качеств в личности и социальной группе играет важную роль. 
В некоторых случаях рациональное использование принятых законов и достижение целей, стоящих перед законом, зависит от информации и информирования о принятых правилах поведения субъектов. В этом плане целесообразно отметить влияние важных информационных и идеологических функций информационных ресурсов. 
Как нам известно, с принятием новой Конституции Азербайджанской Республики Азербайджанское общество, выйдя из единого идеологического пространства, перешло к новому уровню общества опирающегося на политический и идеологический плюрализм. Основу конституции, принятой 12 ноября 1995 года составляет принцип распределения власти и превосходство защиты прав и свободы людей и граждан. В современную эпоху, в нашем обществе, опирающемся на свободу политики, идеологии, слова и мысли в области информатизации, государственная политика имеет большое значение. Под словом информатизация подразумевается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс для создания оптимальных условий обеспечения информационных потребностей государственных властей и местных органов самоуправления, в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности учреждений, управлений, организаций, и граждан на основе формирования, представления, использования информационных ресурсов. 
В законе Азербайджанской Республики от 3 апреля 1998 года об информации, информатизации и защите информации было дано понятие информация. Таким образом, информацией являются факты, мнения, знания, новости информации или иного характера, возникшие или приобретенные в результате любой деятельности, независимо от даты возникновения, формы представления и классификации. Информационные ресурсы охватывают документы, находящиеся в информационных системах (в библиотеках, архивах, фондах, информационных банках) и другие документальные массивы, а также самостоятельные документы и их массивы. Информационные ресурсы являются объектом отношения физических, юридических лиц и государства. Они считаются информационными ресурсы Азербайджанской Республики и охраняются законом, как и другие ресурсы. 
Информация в современном обществе является одним из основных факторов, формирующих систему. Другая причина подобного роста значения использования информации связана с эффективностью её применения. По причине того, что информация управляет широкими массами и охватывает любую сферу социального процесса, она не имеет точного понятия. В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики об информации, под словом информация подразумевается данные о лицах, предметах, событиях и процессах в независимости от формы представления. Как известно, информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс для создания оптимальных условий обеспечения информационных потребностей государственных властей и местных органов самоуправления, в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности всех учреждений, управлений, организаций, и граждан на основе формирования, представления, использования информационных ресурсов. 
Информация, в зависимости от типа получения, делится на открытую информацию для общего пользования и информацию ограниченного доступа. По законодательству Азербайджанской Республики, информация доступ к которой не ограничен, считается открытой информацией. Информация доступ, к которой ограничен, считается закрытой и тайной (конфиденциальной) информацией. Государственные тайны, профессиональные (врачебные, адвокатские, нотариальные), коммерческие, экономические и судебные тайны, а также личные данные доступ, к которым ограничен с целью защиты тайны граждан, тайны управлений, учреждений и организаций, созданных в независимости от вида собственности, несут конфиденциальный характер. По причине того, что коммерческие данные несут конфиденциальный характер, отношения, в этой области регулируются конкретными нормативно правовыми актами. 
Приобретение информации обеспечивается следующими путями: 
• путем информирования о своей деятельности и принятых решениях Государственных правительственных органов и муниципалитетов; 
• назначением информационных сотрудников для приобретения информаций в органах государственной власти; 
• беспрепятственным использованием статистической информации, библиотеками, архивами и музейными фондами, так же информационными системами; 
• незамедлительным информированием населения о чрезвычайных случаях, стихийных бедствиях и катастрофах, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан;
• незамедлительным информированием населения о Чрезвычайных ситуациях, создающих угрозу безопасности государства; 
• государственной цензурой в средствах массовой информации, в том числе в прессе; 
• донесением до сведения населения нормативно-правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством; 
Правовой режим информационных запасов определяется нижеследующими нормами: 
• правилами документирования информации; 
• имущественным правом на документы и массивами документов;
• категориями допустимой к использованию информации;
• правовыми порядками защиты информации. 
Одним из обязательных условий, внесения информации в информационные ресурсы является её документирование. Процесс документирования информации в Азербайджанской Республике осуществляется в порядке, определенном соответствующими исполнительными органами, отвечающими за организацию вопросов стандартизации безопасности, а также делопроизводства документов и документных массивов. 
Документ, полученный из информационных систем, в том числе из автоматизированных систем в порядке, соответствующем законодательству Азербайджанской Республики, после подписания должностным лицом получает юридическую силу. 
Документ, распространенный в информационных и телекоммуникационных системах может быть утвержден электронной подписью. 
Электронная подпись, как программно-техническое средство, обеспечивает идентификацию электронной подписи и получения прав пользования информационной системой, применяется согласно законодательству Азербайджанской Республики и имеет юридическую силу. 
Физические и юридические лица являются собственниками созданных за свои средства, полученных путем дарения или наследования информационных запасов, информационных средств, технологий и средств их обеспечения, приобретенных ими законным путем.
Информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения приобретенные, собранные за счет бюджетных средств Азербайджанской Республики и средств государственных управлений, учреждений и организаций являются собственностью государства. 
Порядок осуществления права собственности над информационными ресурсами, системами, технологиями и средствами их обеспечения определяется законодательством Азербайджанской Республики. 
Субъекты, предоставляющие документированную информацию соответствующим организациям, органам исполнительной власти в порядке, определенном законодательством Азербайджанской Республики не теряют право собственности на эти документы и право пользования информацией, содержащейся в них. Государство и субъекты, предоставившие документы, обладают правом совместной собственности. Пользователи информацией, собственники информационных продуктов и услуг, владельцы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики, имеют право свободного выбора посредников, вида информации и способа обработки, номенклатуру информационных продуктов и услуг. Право собственности над средствами обработки информации не создают право собственности над информационными ресурсами. 
Все физические и юридические лица, участвующие в информационном процессе, свободно реализующие информационные продукты и услуги, считаются участниками общего информационного рынка. 
Допустимы все формы собственности над информационными ресурсами, системами, технологиями и средствами их обеспечения, предусмотренные в законодательстве Азербайджанской Республики. 
Стоимость информационных продуктов и услуг определяется органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики или посредством заключения договоров. 
Деятельность органов государственной власти и государственных организаций в области формирования информационных запасов финансируются государственным бюджетом, специальными средствами и иными фондами. 
Деятельность организаций, специализированных в области формирования государственных информационных ресурсов и оказания услуг осуществляется на основании специального разрешения. 
В формировании государственных информационных ресурсов могут принимать участие государственная власть и местные органы самоуправления, все учреждения, управления и организации, а также граждане в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности. 
Информационные ресурсы или их определенная часть, принадлежащая Государственной власти и местным органам самоуправления, любым учреждениям, управлениям и организациям в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также гражданам, в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики могут быть объявлены национальными информационными ресурсами. Национальные информационные ресурсы должны защищаться как национальное богатство. 
Разумеется, что пользователи обладают одинаковыми правами в допущении к пользованию государственными информационными ресурсами, за исключением информации, с ограниченным доступом пользования в связи с решением соответствующих органов исполнительной власти принятым в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Пользователи не обязаны обосновывать необходимость пользования информационными ресурсами перед собственниками и или владельцами информационных ресурсов. Создание производного информационного продукта для коммерческих целей, из информации, приобретенной пользователями на законных основаниях из государственных информационных ресурсов, допускается только со ссылкой на источник. В этом случае прибыль, пользователя приобретается не от информации, полученной из государственных информационных запасов, а в результате создания производного информационного продукта. Соответствующими органами исполнительной власти или собственником, пользователям разъясняются правила допуска к работе с информацией, соблюдая требования законодательства. За предоставление этих информации и оказанные услуги плата не взимается. Пользователям информации, соответствующим органом исполнительной власти бесплатно или за частичную оплату, предоставляется список информационных услуг. Компенсация разницы за понесенные расходы за оказанные услуги оплачивается из государственного бюджета, специальных средств и других источников. 
По причине того, что правила пользования информационными ресурсами регламентируются согласно законодательству, нарушение правил пользования этими запасами создает административную ответственность. Таким образом, согласно Кодексу Азербайджанской Республики об Административных Правонарушениях, нарушение правил пользования информационными ресурсами, противозаконное ограничение предоставления информации об окружающей среде, уклонение от допроса о вскрытии конфиденциальных данных граждан, учреждений, управлений, организаций и органов государственной власти Азербайджанской Республики, ограничение права на получение информации, или предоставление заведомо ложной информации её владельцем, не обеспечение соответствующего доступа к информации её владельцем, отказ от принятия письменного допроса о доступе к информации, нарушение владельцем правил хранения информации предусмотренных законодательством, комплектации и охраны документов, приобретение информации опросчиком под предлогом выполнения должностных обязанностей, или использование для иных целей информации приобретенной при выполнении должностных обязанностей приводит к административной ответственности. 
Пользователь информацией несет ответственность за соблюдение прав собственности владельца или собственника информации. 
Отношения между собственниками информационных услуг и продуктов и пользователями оформляются правилами и договорами, предусмотренными законодательством Азербайджанской Республики. Разногласия, возникшие между ними, решаются в судебном порядке, определенном законодательством Азербайджанской Республики. 
Физические и юридические лица, нанесшие ущерб, владельцу информации, испортив или заменив информацию, несут ответственность за свои деяния в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. 
Формирование, использование, разработка информационных ресурсов, направлено на защиту прав физических и юридических лиц, предотвращение правонарушений, восстановление нарушенных прав, возмещения причиненного ущерба в области информационных систем, технологий и производства, и применения средств их обеспечения. Защита данных прав осуществляется соответствующими органами в порядке, определенном законодательством Азербайджанской Республики. В случаях ограничения работы пользователя с открытой информацией или недопущение, дача заведомо ложной информации и невыполнение условий законодательства Азербайджанской Республики или заключенных договоров пользователь имеет право обратиться в суд и потребовать возмещения ущерба, причиненного в результате данных действий. 
 
Список использованных источников:
1. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года.
2. Боер В.М. Информационное право / В.М. Боер, О.Г. Павельева. – М., Юрайт, 2006. 
3. Городов О.А. Информационное право: учебник / О.А. Городов. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2009. – С. 109-113.
4. Закон Азербайджанской Республики О персональных данных 11 мая 2010 г. Ганун. – С. 225-234.
5. Закон Азербайджанской Республики Об информации, информационных технологиях и о защите информации 3 апреля 1998. – С. 3-14.
6. Бачило И.Л. Информационное право / Бачило И.Л. – М., Юрайт, 2011, С. 126-135.
7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под. ред Б.А.Страшуна. – М., 2009, – 288 с.
8. Насиров Э. Основы информационного права. Учебное пособие / Э. Насиров, Р.Асланов. – Баку: Изд-во. Ганун, 2010. –С. 72-88.
9. Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие / Н.Н. Ковалева. – Москва, 2007. – С. 39-53.
10. Рассолов И.М. Информационное право / И.М. Рассолов. – М.: Норма-ИНФРА, 2010. – С. 43-58. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
October
MoTuWeThFrSaSu
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція