... Сміливі думки відіграють роль передових пішаків в грі, вони гинуть, але забезпечують перемогу (І. Гете) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 25.02.2016 - Секція №2
Принципы как основоположные начала организации функционирования социальных систем имеют важнейшее значение для определения направлений деятельности государственных институций, правового регулирования их статуса, совершенствования их задач и функций. В современных условиях, когда рынок труда претерпевает существенные изменения, вызванные как последствиями спада экономики, так и развитием информационных технологий, внедрение которых оказывает свое влияние на структуру и формы занятости, необходимость реформирования системы профессиональной ориентации не вызывает сомнений. Это обуславливает важность принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, базируясь на которых, можно кардинально видоизменить и повысить эффективность функционирования современной системы профессиональной ориентации.
В теоретических источниках принцип – это центральное понятие, основание системы, представляющее собой обобщение и распространение любого положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, который еще иначе называют максимой, понимают, например, этическую норму, характеризующую отношения людей в обществе. Принципы является обобщающим элементом, основополагающим фундаментом, и направляют направление развития и действий [1, с. 474].
С точки зрения О.В. Баклана, в отличие от норм права, принципы административно-правового регулирования должны осуществлять не только обычное регулятивное упорядочения общественных отношений, но и фундаментальную, стратегическую, перспективную, программную оптимизацию этих отношений. То есть принципы административно-правового регулирования по сравнению с нормами права всегда должны иметь более мощное упорядоченное системообразующее влияние на общественные отношения в этой сфере. Кроме того, совершенствование административно-правовых форм и средств регулирования только тогда имеет практически значимый смысл для человека, граждан, общества, государства, когда во главе перечня гарантий, которые положены в основу режима демократической законности в любой сфере общественной жизни, всегда присутствует адекватная политическая, основанная на верховенстве права, воля руководителей соответствующих органов государственного управления, и является основной обязательной гарантией режима законности и дисциплины [2, с. 87]. Развивая мысль автора, хотелось бы заметить, что всемирная глобализация накладывает свой отпечаток на развитие рынка труда, и, соответственно влияет на особенности предоставления профориентационных услуг. В свою очередь, профессиональная ориентация тесно связана с системой образования, в рамках которой обучающийся обретает возможность приобрести и развить необходимые для будущей профессиональной деятельности знания, умения и навыки, соответствующие его задаткам. 
Вместе с тем нам представляется важным выделить в системе принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации блок международно-глобализационных принципов, предназначением которых является обеспечение специалистам высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке труда. С нашей точки зрения, к таким принципам следует отнести следующие.
Принцип конкурентоспособности, сущность которого состоит в предоставлении работнику благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам, развитым профессионально важным качествам, преимущества при замещении вакантных должностей или сохранении рабочего места перед другими работниками. Как принцип административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, принцип конкурентоспособности означает направленность средств и способов правового воздействия на общественные отношения на формирование как управленческой цели достижения объектами профориентационной работы наибольшего соответствия предпочтениям работодателя и требованиям, определяемым содержанием труда не только в отдельном государстве, но и в других странах.
Сущность принципа научности как одного из международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации состоит в закреплении на уровне правовых способов влияния на общественные отношения требования соответствия модели специалиста общепризнанным на международном уровне теоретическим данным, практическим методикам, технологическим процессам. Это, соответственно, выдвигает к системе образования требования, связанные с постоянным обменом теоретическими знаниями со специалистами из других стран, проверкой существующих научных методик с помощью их обнародования в международных наукометрических базах, таких, как Scopus, Index Copernicus, Web of Science.
Сущность принципа универсальности как одного из составляющих структуры принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации означает направленность правовых воздействий на приобретение объектом профессиональной ориентации знаний, умений и навыков и развитие профессионально важных качеств, которые позволят ему выполнять широкий спектр функций, связанных с его профессиональной деятельностью.
Принцип транспарентности как один из международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации связан с обеспечением с помощью правовых способов воздействия на общественные отношения полноценного информирования субъектов профессиональной ориентации об особенностях национального и зарубежных рынков труда, правах и обязанностях работника и работодателя в разных правовых системах, гарантиях соблюдения прав и свобод личности, ответственности в трудовых отношениях.
Переходя от блока международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации к блоку общих принципов правового регулирования, следует отметить, что мы поддерживаем мысль С.Г.Стеценко, который считает, что принципами права могут считаться основные положения, отражающие его содержание и уже нашедшие воплощение в нормативно-правовых актах. В то же время принципы правового регулирования – это руководящие идеи, предпосылки, которые могут быть использованы в качестве основы для построения норм права. Взаимосвязь принципов права и принципов правового регулирования иллюстрируется фактом, согласно которому принципы права, являясь своеобразным каркасом законодательных актов, претворяются в жизнь за счет предварительного определения принципов правового регулирования [3, с. 171]. Перечень общих принципов правового регулирования является достаточно устоявшимся в правовых науках, и, с теми или иными вариациями, включает принципы законности, верховенства права, равноправия, взаимной ответственности личности и государства [4, с. 143]. Как общие принципы административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации данные положения имеют свои особенности. Так, принцип законности в данном аспекте означает соответствие системы форм и методов профориентационной работы нормам законов и подзаконных правовых актов, как в системе образования, так и в трудовых и связанных с ними отношениях. Принцип верховенства права предполагает, что все воздействия в системе профессиональной ориентации производятся с учетом первичности индивидуальных прав личности и ответственности только на основании закона. Принцип равенства связан с недопустимостью каких-либо ограничений в зависимости от национальных, расовых, гендерных, языковых, имущественных и других признаков. Принцип взаимной ответственности личности и государства означает установление четких критериев, оснований ответственности должностных лиц субъектов профориентационной работы – с одной стороны, объекта этой работы – с другой стороны, за нарушения правовых норм, которыми регулируется профориентационная деятельность, а также существование действующего механизма юридической ответственности за такие нарушения.
Переходя к изложению сущности специальных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, следует отметить, что в них проявляется влияние принципов управления, по поводу чего мы поддерживаем точку зрения Ю.П. Бытяка [5, с. 42]. Среди этих принципов, в аспекте нашего исследования, представляется важным выделить следующие.
Принцип оптимального соединения централизации и децентрализации управления, сущность которого состоит в выборе на центральном уровне основных целей, принципов, задач и функций профориентационной работы с корригированием их, в случае необходимости, с учетом изменения управленческой ситуации, с одновременным предоставлением подчиненным субъектам права широкого выбора методов и способов профориентационной деятельности.
Принцип соединения субординации и координации предполагает наличие определенного административно-правовыми актами соотношения прав и обязанностей субъектами профориентационной работы при осуществлении их полномочий.
Сущность принципа обратной связи состоит в наличие свободного обмена информацией между элементами системы профориентации с целью своевременного выявления проблем, мешающих поступательному развитию данной системы, и оперативного на них реагирования.
С нашей точки зрения, реализация изложенных принципов административно-правового регулирования в управлении системой профессиональной ориентации позволило бы качественно улучшить ее уровень, способствовало бы достижению ее целей и задач, а также созданию взаимной ответственности личности и государства за успешность профессионального отбора и профессионального роста личности, для чего государством создаются все необходимые условия.
 
Список использованных источников:
1. Швидкий І.І. Принципи правового регулювання службово-трудової діяльності працівників ОВС / І.І. Швидкий // Форум права. – 2008. – № 2. – С. 473-475.
2. Баклан О.В. Адміністративно-правове регулювання підприємництва у сфері підприємництва: теоретико-правовий аспект. / О.В. Баклан – К.: [монографія]. – Магістр – ХХ1 сторіччя, 2011. – 336 с.
3. Стеценко С.Г. Медичне право України: підручник / С.Г. Стеценко, В.Ю. Стеценко, І.Я.Сенюта; за заг. ред. д.ю.н., проф. С.Г. Стеценка. – К.: Всеукраїнська асоціація видавництв «Правова єдність», 2008. – 507 с.
4. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебн. / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Спарк. 2000. – 568 с.
5. Битяк Ю.П. Державна служба в Україні: організаційно-правові засади [Текст]: [монографія] / Ю.П. Битяк; Національна юридична академія України ім. Ярослава Мудрого, Академія правових наук України. – Х.: Право, 2005. – 304 с. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2021
May
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція