... Приклад діє сильніше погрози (П. Корнель) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 15.12.2011 - Секція №1
Актуальность темы исследования связана с необходимостью осмысления исторического опыта управления лесной отраслью в условиях реформирования системы государственного управления в Украине. 
Анализ публикаций отличается сложностью проведения, т. к. специальные исследования полностью посвящённые истории правового регулирования управления лесной отраслью в дореволюционный период отсутствуют. Фрагментарно данная тема затрагивалась в работах Ф.К. Арнольда, Р.В. Боброва, С.А. Генсирука, Л.И. Дембо, Д.И. Исупова, О.И. Логвиненко, В.И. Лозо, И.С. Мелихова, Г.И. Полянской, Г.И. Редько, Б.И Цветкова, М.В. Шелгунова, В.П. Шлапака.
Целью работы является восстановление исторической динамики правового регулирования системы управления лесной отраслью в Российской империи и исследование моделей использовавшихся в практической деятельности лесного департамента.  
Изложение материалов исследования необходимо начать с того, что система управления лесной отраслью Российской империи зародилась в начале XVIII века в период правления Петра I. Амбициозные планы Петра I требовали мобилизации лесных ресурсов империи для строительства мощного парусного военного флота. Официальной датой начала государственного управления является 1702 г., когда при Адмиральском приказе была создана Лесная контора с комиссарами для описи лесов и составления их карт. В 1718 г. Император начал проводить общую реформу управления, в рамках которой ликвидировалась приказная система вместо нее учреждалось двенадцать Коллегий. Лесная контора была ликвидирована вместо неё образована Вальдмейстерская для управления заповедными лесами и Обер-сарваерская контора, занимавшаяся доставкой древесных материалов для нужд флота. Выход к Балтийскому морю потребовал создания большого флота и в 1722 г. Вальдмейстерская контора преобразуется в Вальдмейстерскую канцелярию при Адмиральской коллегии. Согласно императорскому указу от 6 апреля 1722г. «О назначении в Губерниях Вальдмейстеров и унтер-вальдмейстеров, и о бытии им под ведением Адмиралтейства» во все губернии империй назначались управляющие лесами, которые подчинялись в своей деятельности Адмиралтейству. Сенатскому указом от 14 декабря 1722 г. «О Вальдмейстерах» утверждались функциональные обязаности этих государственных служащих .
Вопросы управления украинскими лесами всегда находились в сфере особого влияния имперских властей. Причина такого положения заключалась в исключительно важном для российских властей геостратегическим расположением украинских земель. Захватив причерноморское побережье, Россия нуждалась в мощном флоте на Чёрном море для противовеса Турции.
    Доставлять древесину из северных районов империи было сложно и экономически невыгодно. Для постройки флота на Черном море было решено использовать местные леса и создать соответствующие органы управления. Рассматривая данный вопрос необходимо иметь в виду, что лесистость тогдашних южных украинских губерний превосходила нынешнюю в 3-5 раз. Одним из первых организационных мероприятий по созданию системы управления стало принятие решения о создании описи украинских лесов. 
    Второй этап в лесоуправлении наступил после смерти Петра I. Наследники императора Екатерина I и Пётр II полностью отказались от управления лесами, ликвидировали Вальдмейстерскую службу, а охрану лесов передали воеводам. 
Третий этап – восстановление государственного управления лесами, - происходил в виде возвращения к петровской модели в царствование императриц Анне Иоанновны и Елизаветы Петровны.   
В период правления Екатерины II происходит новая реорганизация системы управления лесной отраслью. В 1762 г. Вальдеймерская канцелярия ликвидируется и вместо неё создаётся Экспедиция Государственного хозяйства, которой поручается надзор за корабельными лесами. 
Четвёртый этап реформирования системы управления лесной отраслью начался при Павле I, который по своей интенсивности правотворчества напоминал времена Петра I. Первым шагом явился указ от 12 марта 1798 г. «О лесном управлении» в котором излагались функциональные обязанности ерфорстмейстеров и форстмейстеров. Важным мероприятием стало учреждение 26 мая 1798 г. Лесного департамента деятельность которого строилась на территориальном принципе, т.е. создавалось шесть управлений, которые имели свои подразделение в губерниях. 
С целью усиления контроля за состоянием лесов на местах 28 февраля 1805 г. были учреждены Лесные инспекции, которые подчинялись только Лесному департаменту. Причина образования этого структурного подразделения заключалась в многочисленных жалобах на действия лесных чиновников, поступавших в Лесной департамент. В документе указывается на плохое санитарное состояние лесов, уменьшение доходов казны, самовольное пользование лесами, отсутствие борьбы с порубщиками. Вполне понятно, что государство не могло мириться с таким положением и создавался новый орган, задачей которого являлся контроль за положением дел на местах.
Одним из отрицательных явлений, сопровождавших  реформирование органов управления, стал Сенатский указ от 31 декабря 1811 г. «Об открытии департамента Государственных Имуществ», согласно которого Лесной департамент ликвидировался. Оставшиеся губернские управления передавались в лесную часть Департамента государственных имуществ Министерства финансов. При этом, согласно Сенатскому указа от 26 ноября 1829 г. образовалась новая управленческая структура Департамент Корабельных лесов при морском министерстве. Под контроль новой структуры передали корабельные леса и подразделения при Морском министерстве, занимающегося описью лесов.
Важнейшим организационным мероприятием в системе управления лесами, стало создание в 1839 г. Корпуса лесничих, на который возлагалась функция вооруженной охраны этого природного ресурса. Набор личного состава производителя из воспитанников лесной роты Петербургского лесного института. В таком виде Корпус лесничих просуществовал до 2 августа 1867 г., когда из военной был преобразован в гражданскую службу. 
Особое содействие лесной отрасли оказал министр государственных имуществ, граф. П. Д. Киселев. С его именем связана пятая реформа управления лесами империи и создание структур, просуществовавших до революции 1917 г. Лесной департамент восстановили и  утвердили в 1943 г. положение о его функциях и штатное расписание. В состав департамента входило шесть отделений: управление лесам, инспекторное, охрана лесов, введение правильного лесного хозяйства, употребление лесов и счётное, а также общее присутствие, чертёжная часть, архив, специальный лесной комитет.
Вторым шагом налаживания работы ведомства на губернском уровне стал утвержденный Николаем I законодательный акт от 2 апреля 1893 г. «О преобразовании лесного управления в губерниях». С целью закрепления кадров в лесной отрасли всем служащим передавалась в пользование земля. Так, окружным лесничим 30-60 десятин, младшим лесничим 20-10 десятин, подлесничим 15-30 десятин, лесному объездчику 3-8 десятин, лесному сторожу 1 – 5 десятин.
Реформа произошедшая в 1861 г. полностью изменила политические социальные и земельные отношения в Российской империи. Негативной стороной проходящих изменений стали массовые рубки леса помещиками и крестьянами, получившими небольшое количество лесов. Ситуация с катастрофическим уменьшением площадей лесов приобрела настолько опасные для государства масштабы, что 4 апреля 1888 г. императорским указом было утверждено «Положение о сбережении лесов». Согласно законодательного акта для контроля за частными лесами в губерниях создавалась новая организационная структура – Лесоохранные комитеты. На них возлагалась обязанность давать разрешения на рубки, объявлять леса защитными, ограничивать объемы пользования. 
Последний этап  реформирования управления лесной отраслью произошёл в конце XIX века. Так, 21 марта 1894 г. Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих передают в введение нового министерства земледелия и государственных имуществ, а с 1906 г. он становится подразделением Главного управления землеустройства и земледелия. Специальная комиссия этого управления  рассмотрела Устав Лесной 1905 г. и вместо 815 статей рекомендовала оставить 481. На основании этих предложений в июне 1913 г. в Государственную думу внесли проект нового Устава о Лесах, рассмотрение которого вначале отложили, а затем перенесли по причине начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.
В таком виде Лесной департамент просуществовал до Февральской революции 1917 г. Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики по своей сути не изменили на первом этапе системы управления, а лишь заменили название этого органа на Центральное Управление Лесами (ЦУЛ). 
Таким образом, историческое развитие управления лесной отраслью в дореволюционный период отличалось активностью правотворчества и выводы специалистов о низкой эффективности работы этой структуры не отвечает действительности. {jcomments on}
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
June
MoTuWeThFrSaSu
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція