... Коментарі вільні, але факти священні (Ч. Скотт) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 25.02.2016 - Секція №7
Пространство и время – это первичные фундаментальные понятия и явления, о философском смысле которых размышляли лучшие умы человечества на протяжении всего периода его существования. История философской и политико-правовой мысли свидетельствует о том, что сущность этих явлений и понятий являлась сердцевиной всех философских концепций и систем прошлого. На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали две основные концепции пространства и времени. Одна из них идёт от древнегреческих философов - атомистов – Демокрита (ок. 460 г. до н.э. – ок. 370 г. до н.э.) и Эпикура (342 г. до н.э. – 271 г. до н. э.), а также римского философа Лукреция (ок. 99 г. до н.э. – ок. 55 г. до н.э.), которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как бесконечное и однородное (одинаковое во всех точках). Древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рассматривал пространство как порядок взаимного расположения тел, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений. 
В новое время в связи с разработкой основ динамики концепцию пространства и времени развил английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.), который отмечал, что пространство и время – это суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Разработанная И. Ньютоном концепция пространства и времени была господствующей в естествознании на протяжении XVII-XIX вв., так как она соответствовала науке того времени – евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения. Противоположную концепцию этого учения разработал немецкий философ, математик, физик, основатель и первый Президент Берлинской Академии наук Г. Лейбниц (1646-1716 гг.), чьи теоретические работы и практические изобретения в немалой степени повлияли на современную философию и науку. 
Данную концепцию на первоначальном этапе поддержал крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии И. Кант (1724-1804 гг.). Впоследствии философы-материалисты XVII-XIX вв. продолжили исследование концепции пространства и времени преимущественно на основе взглядов на нее И. Ньютона или Г.Лейбница, вместе с тем, не воспринимая в целом ни одну из них. 
Воззрения диалектического материализма на пространство и время были сформулированы Ф. Энгельсом, который утверждал, что находиться в пространстве – значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени – значит быть в форме последовательности одного после другого. 
Развитие представлений о пространстве и времени в XX в. и кардинальные изменения физических представлений о материи (открытие физических полей) привели к коренной перестройке этого учения. Современная физическая теория пространства и времени – теория относительности – ввела новое понятие – «пространства-времени» как единой формы координации явлений.
Применительно к предмету правовых исследований в юридической литературе получило распространение понятие «правовое пространство», под которым в самом общем плане понимается совокупность материальных и духовных структурных элементов социального сознания и бытия того или иного общества либо мирового сообщества в целом на соответствующем историческом этапе своего развития, функционирующего на основе права как социального регулятора. Одновременно высказывается и точка зрения, согласно которой понятие «правовое пространство» идентифицируется с понятиями «правовая система государства» и «правовая действительность».
При исследовании правовых и социальных явлений современная юриспруденция и философская наука опираются на научную категорию «пространство». Понятие «правовое пространство» было обозначено в юридической и политологической науке практически одновременно с понятием «экономическое пространство». 
В нормативных правовых актах Республики Беларусь понятие «единое экономическое пространство» сначала было закреплено в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 26 февраля 1999 г.: «Единое экономическое пространство – пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей сил» [1].
По существу, аналогичным образом понятие «единое экономическое пространство» сформулировано в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией: «Единое экономическое пространство – пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура» [2].
Будучи государством-учредителем Организации Объединенных Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 г., Республика Беларусь закрепила право человека на свободу искать, получать и распространять информацию, прежде всего, на уровне Основного Закона. Статья 34 действующей Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [3].
Научно-практическая проблема «Правовая информатизация» в Республике Беларусь впервые была определена в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 г. Вместе с тем новый и, прежде всего, практический уровень процессы правовой информатизации получили после создания в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национального центра правовой информации Республики Беларусь, на который были возложены функции координации процессов правовой информатизации, создание государственной системы и межгосударственного обмена правовой информацией [4].
Составной частью правового пространства является единое информационно-правовое пространство государства либо межгосударственных образований, которое можно рассматривать как совокупность баз и банков данных, содержащих правовую информацию, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим стандартам создания, предоставления, обработки, организации и доступа к данной информации; это совокупность всех форм юридического бытия общества, основанная на Конституции как основе правотворчества и правоприменения, и в которую встроен единый информационно-правовой ресурс, а также единые технологии и стандарты его функционирования.
Согласно статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций. Одним из таких условий является обмен правовой информацией на основе функционирования общего информационно-правового пространства как совокупности национальных информационно-правовых пространств государств – членов Союза. Информационно-правовое пространство ЕАЭС структурно представляет собой совокупность информационно-правовых ресурсов и информационной инфраструктуры, обеспечивающих максимально полное удовлетворение информационных потребностей субъектов Союза – Евразийской экономической комиссии и иных органов ЕАЭС, правительств и контролирующих органов государств, представителей бизнес-сообщества – в правовой информации на основании предоставления доступа к праву ЕАЭС и национальному законодательству всех государств-членов этого объединения.
В этой связи одной из важнейших задач правовой информатизации Республики Беларусь, как и иных государств-членов ЕАЭС, а также Евразийской экономической комиссии, как координатора создания и функционирования интегрированной информационной системы Союза, является развитие общего информационно-правового пространства ЕАЭС путем обеспечения доступа к текстам международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и их проектов, к национальным правовым контентам, представленным государственными информационно-правовыми ресурсами, к источникам официального опубликования правовых актов, а также создания информационно-правовых ресурсов в соответствии с потребностями субъектов интеграционного образования и реализации иных мероприятий в рамках Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза.
Одной из составляющих общего информационно-правового пространства ЕАЭС является формируемая в настоящее время информационная система Союза, которая обеспечивает интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии как постоянно действующего регулирующего органа Союза. Важнейшим сегментом этой системы являются общие информационные ресурсы, содержащие законодательные и иные нормативные правовые акты государств-членов, международные договоры и акты, составляющие право Союза, а также нормативно-справочную информацию, формируемую путем централизованного ведения базы данных либо на основе информационного взаимодействия государств-членов.
В настоящее время многие направления развития общего информационно-правового пространства ЕАЭС успешно реализованы и продолжают совершенствоваться, содействуя правовому информированию юридических и физических лиц государств-членов Союза и достижению тем самым целей этого объединения. В соответствии со статьей 111 Договора о Евразийском экономическом союзе и решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 ноября 2014 г. № 90 «Об официальном опубликовании международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, международных договоров Евразийского экономического союза, заключаемых с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями, решений органов Евразийского экономического союза» на официальном сайте ЕАЭС осуществляется официальное опубликование правовых актов, составляющих право Союза [5]. Кроме того, на этом ресурсе размещаются акты Суда Союза, официальные сообщения Евразийской экономической комиссии, документы Таможенного союза и Единого экономического пространства, меморандумы, заявления и др. 
Правовой портал ЕАЭС предоставляет пользователям возможность поиска указанных документов. В их числе Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, формирование и ведение которого осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ). Данный Центр является центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим с помощью информационных технологий процессы сбора, обработки и распространения эталонной правовой информации Республики Беларусь, а также опубликование правовых актов. Компетенция Центра, а также многолетний опыт в сфере правовой информатизации, в первую очередь создания государственных информационно-правовых ресурсов, а также ресурсов интеграционных образований, позволяют предложить и осуществить продуктивные и полноценные решения в сфере развития информационно-правового пространства ЕАЭС, в том числе по совершенствованию его интегрированной информационной системы. В конце 2014 г. на Портале был создан специальный подраздел «Правовая информация ЕАЭС». В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2012 г. № 616 «Об опубликовании решений некоторых межгосударственных образований и их органов» (с изм. и доп.) в этом подразделе размещаются решения Евразийской экономической комиссии, Евразийского межправительственного совета и Высшего Евразийского экономического совета с указанием даты их официального опубликования и даты вступления в силу [6].
В начале 2015 г. Центром создан тематический банк данных «Евразийская экономическая интеграция», размещенный в информационно-поисковых системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE». Этот ресурс содержит систематизированную по тематическим разделам подборку международных и национальных правовых актов, регулирующих правовые и финансовые аспекты деятельности ЕАЭС и направленных на дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции. Тексты правовых актов, размещенные в названном банке данных, находятся в контрольном состоянии. Информационное наполнение происходит по мере поступления в НЦПИ правовых актов данной тематики.
В целях повышения доступности правовой информации ЕАЭС представляется перспективным создание банка данных документов Союза, содержащего в актуальном состоянии правовые акты Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, ЕЭК, решения Суда ЕАЭС и иные документы, касающиеся деятельности Союза, для дальнейшего его размещения на его официальном сайте. Все это позволит представить правовые акты с возможностью просмотра истории всех внесенных в них изменений и дополнений, а также обеспечить взаимосвязь между правовыми актами и получить доступ к тематически связанным документам посредством размещаемых гиперссылок.
Таким образом, обеспечение единства информационно-правового пространства Республики Беларусь и ЕАЭС позволит получать потребителям доступ к необходимым сведениям о работе руководящих органов всех входящих в это международное объединение государств, а также обо всех действующих нормативных правовых актах и законопроектах. Это облегчит правоприменительную деятельность как государственным органам и организациям, так и субъектам хозяйствования, а гражданам – лучше ориентироваться в законодательстве как Республики Беларусь, так и ЕАЭС, ибо объективная реальность современного бытия требует обновленного осмысления концепции правового пространства, которая должна быть выстроена с учетом важнейших тенденций развития юридической науки и практики. 
 
Список использованных источников:
1. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – №30. – 2/78.
2. Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 24.10.2014. – 3/3050.
3. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – №1. – 1/0; 2004. – №188. – 1/6032.
4. Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1997. – №17-18. – Ст. 625.
5. Об официальном опубликовании международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, международных договоров Евразийского экономического союза, заключаемых с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями, решений органов Евразийского экономического союза: решение Высшего Евразийского экономического совета, 21 ноября 2014. – №90 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – 24.11.2014.
6. Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 07.07.2012. – 5/35930; 06.01.2015. – 5/ 39950. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
July
MoTuWeThFrSaSu
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція