... Час - те ж, що й гроші: не витрачайте його намарно, і у вас буде його достатньо (Г. Левіс) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 25.02.2016 - Секція №7
Философское осмысление понятия «правовое пространство» необходимо начать с рассмотрения содержания такого фундаментального понятия философии, как «пространство», которое в единстве с понятием времени является важнейшей категорией философской онтологии.
Вся история философской мысли пронизана стремлением ее выдающихся представителей осмыслить мир в самых общих формах его существования, таких, как пространство и время. Так, Аристотель пространство понимал как порядок: «Расположением называется порядок в том, что имеет части, или в пространстве…» [1, с. 171]. Остановимся на этой мысли Аристотеля. Порядок  это расположение вещей относительно друг друга, что предполагает некую упорядоченность, структурированность. Пространство как порядок должно быть организовано, и в основе этой организованности должен лежать какой-то базовый, определяющий принцип. Представление о пространстве как организованном порядке, распространенное на собственно человеческое бытие, позволяет осмыслить это бытие как специфическую структуру, через категорию такого специфического пространства, как социальное.
Человек – существо общественное, по определению Аристотеля, и его жизнедеятельность протекает в социальном пространстве, где взаимодействуют индивиды – существа, наделенные волей и сознанием, способные выделять себя из окружающего мира, осознавать свои потребности и желания и стремиться к их удовлетворению. Как существо разумное, обладающее волей, человек является субъектом права изначально, независимо от уровня развития общества и существования в нем права как совокупности правовых норм.
Важнейшим неотъемлемым правом человека есть право на свободу. Великий немецкий философ И. Кант утверждал: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» [3, с. 45].
Реализовать свое право на свободу, а также иные естественные права человек может лишь в обществе, вне которого он не существует как субъект права. Социальное бытие человека протекает в различных сферах, которые усложняются по мере развития общества и самого человека и которые в совокупности создают сложную и разветвленную структуру социального пространства.
Социальное бытие человека реализуется как процесс коммуникации, который протекает в определенном пространстве. Пространство коммуникации, организованное на принципах уважения достоинства каждой личности, признании приоритета естественных прав отдельного человека по отношению к социальным группам или обществу в целом, на принципе гармонического единства единичного и всеобщего – свободы каждого и всех, можно рассматривать как правовое пространство. В самом общем значении этого термина, «правовое пространство» - это качественная характеристика формы социального взаимодействия в рамках определенного пространства (семейного, профессионального, государственного, межгосударственного), где осуществляется верховенство права.
«Правовое пространство» следует рассматривать в двух аспектах: как собственно понятие и как его существование в качестве явления в социальном бытии. Первый аспект отражает его идеальную сущность, смысловое содержание, которое должно реализоваться в наличном бытии. Второй аспект есть объективация этого понятия, отражение его смысла в жизнедеятельности отдельного человека, социальных групп и общества в целом. Как писал И.Кант в «Критике чистого разума»: «…пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение…» [4, с. 130].
На наш взгляд, правовое пространство  это такая форма взаимодействия равноправных граждан государства, при которой определяющими принципами являются свобода и равенство всех субъектов в отношении возможности реализации своих естественных прав: права на жизнь, личную безопасность, частную собственность, невмешательство государства и общества в его частную жизнь. В обществе, где человек еще не «созрел» до того уровня сознания, когда хотел бы видеть вокруг себя свободные существа, ограничением произвола выступает правовой порядок. Правовой порядок обеспечивает правовая система государства, а также само право в виде совокупности правовых норм. Законодательство (даже самое демократическое), а также легитимное принуждение граждан государством к соблюдению законов для обеспечения правопорядка на своей территории и для защиты прав своих граждан не обеспечит само по себе возникновение правового пространства. 
В юридической науке существует такое понятие, как «правовое поле», близкое по значению понятию «правовое пространство». На наш взгляд, эти понятия различаются прежде всего системообразующим принципом: в правовом пространстве таким принципом выступает субъективное право отдельного индивида, в то время как в правовом поле таким принципом выступает закон как норма права. В правовом пространстве приоритет имеет право субъекта, а в правовом поле – правовой закон.
Условием существования правового пространства является правовое сознание индивидов, социальных групп, общества, отражающих уровень развития правовой культуры. Без правовой культуры возникновение правового пространства невозможно. В основе правосознания современных демократических обществ лежит представление о достоинстве и праве каждого человека, осознание свободы как высшей ценности, что подразумевает не только собственное право на свободу отдельного индивида, но и уважение свободы других индивидов. К такому пониманию свободы люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени исторического развития. Неслучайно Г. Гегель понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы.
В основе правового пространства лежит право в его абсолютном значении – право человека на свободу и самореализацию. Это первичное и фундаментальное право, которое выступает системообразующим принципом правового пространства. Право же как совокупность правовых норм, право как закон в правовом пространстве является необходимой гарантией, которая призвана обеспечить реализацию отдельным индивидом своих притязаний в рамках закона.
Правовое пространство, как и важнейший принцип его организации – правовая культура  характеризуется также и темпоральностью. Правовое пространство может «расширяться» или «сжиматься», что зависит от уровня развития правовой культуры. Правовая культура может рассматриваться как совокупность правовых ценностей, реализующихся в правовой системе, а также как совокупность идеальных целей и задач, к реализации которых стремятся субъекты права. Культура, в том числе и правовая, всегда связана с деятельностью человека, направленной на преобразование и усовершенствование существующей системы ценностей, на самоутверждение личности и достижение более высокой степени свободы, основанной на нравственных началах. С развитием правовой культуры возможно «расширение» правового пространства, «сращение» его с нравственностью, что возможно только на пути гуманизации общества. Возможно ли это, зависит от главного субъекта права – человека, ибо человек есть мера всех вещей…
Правовое пространство в его философском понимании должно стать мировоззренческой основой формирования концепции правового пространства в юридической науке, поскольку любая наука, в том числе и правоведение имеет значение для общественной практики тогда, когда она способна отражать сущность той сферы бытия, которая является предметным полем ее исследования. Г. Гегель писал в «Философии права»: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление» [2, с. 319]. И чуть дальше там же: «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия» [2, с. 320].
 
Список использованных источников:
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. / Ред. В.Ф. Асмус. – М.: «Мысль», 1975. – 550 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права / [И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллинг]. Немецкая классическая философия. Т.1. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Х.: Изд-во Фолио, 2000. – 784с.
3. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 / [И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг]. Немецкая классическая философия. Том 1. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Х.: Изд-во Фолио, 2000. – 784 с.
4. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. – Мн.: Литература, 1998. – 960 с. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
July
MoTuWeThFrSaSu
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція