... Час - те ж, що й гроші: не витрачайте його намарно, і у вас буде його достатньо (Г. Левіс) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 20.04.2016 - Секція №2
Введение. В настоящее время в польском таможенном управлении происходят изменения, которые существенно повлияют на его работу. В соответствии с положениями проекта закона «о Государственном Налоговом Управлении», произойдет соединение органов таможенного управления, органов налогового управления и органов налогового контроля в единую структуру – Государственное Налоговое Управление. Принятое направление приведет к ликвидации Таможенной службы. Вышеуказанное изменение будет являться одной из важнейших институциональных реформ в области ведомства финансов. Законодательной целью которого, является повышение эффективности функционирования соединенных субъектов, а также повышение производительности и эффективности потребления государственно-правовых взносов. Стоит подчеркнуть, что Польша не является единственной в Европейском Союзе страной, которая осуществляет консолидацию налоговых структур. Такие изменения были проведены, в частности, в Австрии, Словакии, Чехии и Венгрии.
Польское таможенное управление до 1 января 2017 года. Органы таможенного управления являются частью органов правительственного управления, а, следовательно, и публичного. Они находятся непосредственно под контролелем Министра Финансов. В настоящее время таможенное управление представляет собой самостоятельную структуру, которая решает, не только проблемы, осуществляемые на территории государства (например, в области акцизного сбора), но и задачи, связанные с международным оборотом товаров. Основой ее функционирования является закон о Таможенной службе [1].
Структура таможенных органов – трёхуровневая. 
Первый уровень – базовый, составляют таможенные управления вместе с чиновниками таможенных органов в качестве органов, второй – палаты таможни во главе с директором, третий – самый высокий уровень функционирует на уровне Министерства финансов. На этом уровне работают две таможенных органа – Министр финансов и Глава таможенной службы.
Органы таможенного управления выполняет три основные функции: фискальную, защитную и контрольную. Самой важной функцией считается, конечно, фискальная функция. Об этом свидетельствует подчинение таможенного управления министру, компетентному в вопросах государственных финансов. Однако в настоящее время изменение экономических условий, а также появление новых тенденций в области международной торговли, вызвали снижение роли таможенных пошлин и, следовательно, фискальной функции таможенного управления. В результате снижения фискальной функции таможенной системы, растет его общественная функция, то есть та, которая связана с защитой не только интересов производителей (хотя бы дело аграрной политики) и трейдеров, но и охраной здоровья, благ, культуры [2].
Фискальная функция таможенного управления – это, прежде всего, сбор таможенных платежей и налоговых задолженностей. Взимаемые пошлины рассчитываются на основе Общего Таможенного Тарифа. Являются они, прежде всего, доходом в бюджет Евросоюза – 75% взимаемых пошлин. В соответствии со ст. 2 пункт 3 решения Совета «о системе собственных ресурсов Европейских Сообществ [3]» 25% собранных пошлин государства-члены удерживают себе в качестве стоимости потребления.
Среди удерживаемых налоговых платежей стоит указать акцизный налог, налог на добавленную стоимость при ввозе, налог на азартные игры. Кроме того, органы таможенного управления взимают также дорожные сборы, налог от перевозок на туристических автобусах (НДС-BUS), штрафы, сборы за выдачу пломб, а в случае азартных игр – сборы за выдачу лицензии и разрешений, оплату за продление разрешения, экзаменационную комиссию и оплату за выдачу свидетельства о квалификации, либо нострификацию.
Еще одна особенность – это контрольная функция управления. Таможенная служба в рамках реализации этой функции принимает меры в области контроля за таможенной политикой государства, регулирующей направления и объем товарооборота с зарубежными странами. Заключается она, в частности, на мониторинге реализации квот, таможенных пошлин и других тарифных мер. Принимаются также контрольные мероприятия в отношении соблюдения государственных и международных правил, связанных с ограничениями и запретами в товарообороте с зарубежными странами. В рамках данной функции принимаются также меры контроля в области валютного контроля, в том числе противодействие отмыванию денег, а также действия контроля в сфере производства и оборота изделиями, которые облагаются акцизами (надзор за ликеро-водочными заводами, винными барами, фабриками, по производству табачных изделий и т.д.); и в сфере азартных игр (контроль за играми в казино, салонами игровых автоматов, видео лотереями, автоматами с низкими выплатами [4, c. 72-73].
В последнее время все большую роль играет защитная функция. Это связано с тем, что защита жизни и здоровья людей, охрана природы, которая осуществляется во время контроля на границах ЕС, является одним из основных задач, которые вводят органы ЕвроСоюза на государства-члены ЕС. Таможенные органы – это органы, которые представлены в самом большом количестве на границах ЕС и, которые имеют самую большую возможность обеспечить соблюдение законов в этом отношении [4, c. 69]. Эта функция включает в себя защиту потребителей от импорта на европейский таможенную территорию опасных грузов или товаров, не отвечающим указанным требованиям, защиту отечественной промышленности от проникновения товаров, являющихся недобросовестной конкуренцией, защиту культурного наследия, в защиту мировой фауны и флоры. Среди других мер, принятых в рамках защитной функции, необходимо заменить защиту общества от ввоза товаров, предметов или устройств, представляющих угрозу для жизни, безопасности и здоровья граждан или угрожающие обороноспособности страны (например, оружия, паралитического газа, оглушающего оружия, и т.д.), а также защиту создателей, художников, промышленников и торговцев, перед нарушением прав интеллектуальной собственности, товарных знаков, патентных прав и т.д.
Диапазон изменений после 1 мая 2017 года. Как уже упоминалось выше, необходимость повышения эффективности функционирования объединенных субъектов, а также повышение производительности и эффективности сбора государственно-правовых взносов было предпосылкой для принятия изменений в области структуры органов казначейства и формирования Государственнго Налогового Управления (ГНУ). Оно будет функционировать на базе палат и таможенных органов, палат и налоговых органов, а также органов налогового контроля. Задачи, которые были реализованы до сих пор в области трех структур с 1 января 2017 года будут реализована в рамках одной. Органами ГНУ будут: Министр финансов, Глава государственного налогового управления, заместитель Главы государственного налогового управления в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, директор государственного налогового управления, директор палаты налогового управления, начальник налоговой инспекции и начальник таможенно-налоговой инспекции. Органы ГНУ будут выполнять в первую очередь функции налоговых и таможенных органов. 
Органы таможенного управления будут включены в структуру ГНУ. В ее рамках появится таможенно-налоговая служба, которая будет единой формацией. Это будет единственная структура в рамках ГНУ.
Задачи, которые до сих пор осуществлялись органами таможенного управления будут разделены между различными органами, входящими в состав структуры ГНУ. Задачи в области таможенного законодательства будут реализованы в первой инстанции начальником таможенно-налогового учреждения и во второй инстанции директором палаты налогового управления. Начальник таможенно-налогового учреждения будет отвечать за: размер и взимание таможенных пошлин и иных платежей, связанных с международным товорооборотом, установка на товары таможенных процедур, проведение проверки в сфере соблюдения таможенного законодательства, а также выполнение других действий, предусмотренных таможенным законодательством, а также выполнение аудита и контроля в области таможенного права, распознавание, обнаружение, предотвращение и пресечение преступлений и налоговых правонарушений, связанных с международным товорооборотом. Директор палаты налогового управления, в качестве органа второй инстанции, среди прочего, будет осуществлять надзор над чиновниками таможенно-налоговых учреждений, принимать решение во второй инстанции по вопросам, принадлежащим в первой инстанции начальникам таможенно-налоговых учреждений (в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, вынесет вердикт в качестве органа первой инстанции), будет проводить процесс аудита и контроля в области таможенного права, а также курировать подготовительные работы, которые проводят начальники таможенно-налоговых учреждений.
Задачи, которые до сих пор были осуществляемы органами таможенного управления, в области налогов, акцизного сбора и налога с игр будут переданы чиновникам органов налогового управления и директору палаты налогового управления, как органу второй инстанции. В свою очередь, взиманием налога с товаров и услуг, в отношении импорта будет заниматься начальник таможенно-налогового учреждения, так что остается оно по-прежнему в ведении таможенно-налоговых органов (до 1 января 2017 года были таможенными органами). Учитывая тот факт, что субъект, который делает таможенное декларирование товаров должен рассчитать таможенную пошлину и налоговые сборы (прежде всего НДС) это решение было правильно. В случае неправильного расчета оплат, содержащихся в декларации, один орган будет выносить решение.
В области азартных игр, которые в настоящее время относятся к сфере деятельности начальников таможенных органов и директоров таможенных палат, также произойдут небольшие изменения. Контроль в сфере азартных игр будут осуществлять начальники таможенно-налоговых учреждений. Однако следует отметить, что не будет разделения на налоговую и казначейскую проверку. Будет только одна проверка, которая будет включать в себя как соблюдение налогового и таможенного законодательства, законов, регулирующих устройство и проведение азартных игр, так и многие другие аспекты, например, дорожный транспорт. В свою очередь, взимание налогов от игр, как уже говорилось, будет принадлежать начальнику налогового управления.
Выводы. Основными целями разработанных норм является стремление к ограничению масштабов уклонения от налогообложения, повышения эффективности сбора таможенных налогов и пошлин, повышение уровня добровольного выполнения налоговых обязательств, обеспечение обслуживания клиентов на высоком уровне, снижение издержек функционирования органов налогового управления по отношению к уровню получаемых доходов бюджета, а также развитие профессиональных кадров [5].
Принимая во внимание приведенные выше предположения следует сделать вывод, что предположения эти, конечно, имеют значение для органов налогового управления и налогового контроля. На самом деле это может привести к повышению эффективности взимания налоговых сборов, а также обеспечить лучшее обслуживание налогоплательщиков, в частности, предпринимателей. Однако в случае органов таможенного управления, которые реализуют не только задачи, вытекающие из государственного законодательства (в области акцизов, налога от товаров и услуг, а также законы, касающиеся азартных игр), но также из законодательства ЕвроСоюза, планируемые изменения могут не принести больших выгод, как в случае органов налогового управления и налогового контроля. Органы таможенного управления были созданы для обслуживания международного товарооборота. Польша с 1 мая 2004 года является членом Европейского Союза, таможенного союза и реализует единую политику торговли. Обязанности, вытекающие из регулирования ЕС, связанные с международным таварооборотом, должны быть реализованы в первую очередь. Следует также отметить, что Польша имеет внешнюю границу таможенного союза, на которой органы таможенного управления отвечают за международный товарооборот, касающийся не только Польши, но и всех государств – членов ЕС. Учитывая изложенное, действия органов таможенного управления простираются за пределы страны, имеют гораздо более широкий территориальный охват, чем органы налогового управления или налоговой инспекции. Это свидетельствует о специфике деятельности этой службы.
Подводя итог, следует сделать вывод, что изменения в структуре органов казначейства могут привести к ослаблению действий, связанных с реализацией законов, связанных с международным товарооборотом. Проводя изменения, связанные с созданием Государственного налогового управления, следовало бы в большей степени сохранить независимость органов, выполняющих задачи в этом отношении.
 
Список используемых источников:
1. Закон от 27 августа 2009 года о Таможенной Службе // Дневник законов 2015 г., поз. 990 с поправками. изм.
2. Polska administracja celna wobec wyzwań Unii Europejskiej. – URL: http://www.sluzbacywilna.info.pl/images/stories/do_pobrania/uzasadKAS1702.pdf
3. О системе собственных ресурсов Европейских Сообществ: Euratom Решение Совета от 7 июня 2007 года, 2007/436/EC // Законодательный вестник ЕС L 163 от 23.6.2007.
4. Лашук М. Органы таможенного управления в структуре государственного управления / М. Лашук. – Белосток, 2009. – С. 69-73.
5. Обоснование к проекту от 17 февраля 2016 года. закон о государственном налоговом управлении. – URL: http://www.sluzbacywilna.info.pl/images/stories/do_pobrania/uzasadKAS 1702.pdf {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2021
May
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція