... Геній - це розум, який знає свої межі (А. Камю) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 08.12.2016 - СЕКЦІЯ №2
В 1990-м году в период стремительного развития рыночной экономики в мире в каждой из стран СНГ царили низкий уровень производительности, развитие бедности по нарастающей, кризис рынка труда. Уровень безработицы неуклонно рос, действующие работники работали за очень низкую зарплату [11, с. 198]. В тот период один день проживания ровно половины жителей будущих государств СНГ «стоил» около 2 долларов [8, с. 28], подобная ситуация приводила к массовой миграции населения из Центральной Европы в Западную Европу и из республик Центральной Азии – в Российскую Федерацию. Фактически эти показатели были предвестниками своеобразной экономической и социальной «растерянности», которую предстояло пережить бывшим государствам СССР после его распада. Так, в рамках сформированной в СССР политики все государства находились во взаимозависимом положении. А разрыв связей привел к возникновению кризиса, снижению уровня жизни населения в этих государствах [3, с. 15]. В этих условиях одной из основных целей СНГ, предварительное соглашение о создании которого было достигнуто между Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной с дальнейшим присоединением только бывших стран СНГ, являлось упрощение освобождения государств-членов от советского наследия, в том числе регулирование слабой экономики и социального положения населения новых независимых государств. Вплоть до 1995 года вопрос о правах человека ограничивался лишь Уставом организации, по статье 33 Устава была учреждена Комиссия по правам человека, расположенная в городе Минск Белоруссии [4, с. 115]. Принятая в 1995-м году и вступившая в силу в 1998-м году «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека» была разработана на основе модели Европейской Конвенции по правам человека, и вышеуказанная Комиссия была принята в качестве механизма имплементации конвенции. «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека», хотя и была разработана на базе Европейской Конвенции, отличалась своими новациями. Так, документ в тот период был представлен в форме совместной комбинации социальных и экономических прав, в том числе отражал некоторые положения, связанные с правом профессионального обучения, институтом гражданства [9, с. 111]. Обращая внимание на уровень подписанных государствами-членами СНГ конвенций и иных официальных механизмов, можно отметить, что СНГ как организация, провозгласившая в своих документах идею поощрения прав человека и демократизации в качестве одной из непосредственных целей, так и не смогла добиться их ратификации всеми государствами-членами. Наглядным тому примером является «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека» 1995 года. Конвенция состоит из преамбулы и 39 статей. Ее статьи 1-29 включают непосредственно права, а другие статьи включают механизмы применения, момент вступления в силу, организационные и технические вопросы, законные ограничения. Положение «О Комиссии по правам человека», включающее пять разделов и заключительные положения, является неотъемлемой частью конвенции. Упомянутый документ хоть и был подписан Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдовой, Россией и Таджикистаном, однако не был ратифицирован указанными государствами. А Азербайджанская Республика и Украина вообще не подписали Конвенцию. Как было подчеркнуто ее авторами, перечисленные в Конвенции права и свободы вовсе не отстают от действующих в этой сфере международных документов, а наоборот, включают и фундаментальные права, и ряд политических свобод (свободу ассоциаций, свободу мысли) с одной стороны и широкий круг социальных прав (право на защиту от безработицы, право на особый режим труда для женщин, право на финансирование образования, право на социальную защиту) с другой [15, с. 41]. В рамках СНГ основные вопросы в сфере социального обеспечения регулируются именно данной конвенцией. В Конвенции закреплены права всех лиц в сфере социального обеспечения, включая социальное страхование по возрасту, по болезни, по инвалидности, за детей, за потерю кормильца. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь договаривающиеся стороны обязались обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии. Согласно статье 14 Конвенции, каждый человек имеет право на труд и на защиту об безработицы. Кроме того, согласно статье 16 Конвенции, каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством [1, с. 167]. В чем же заключается причина того, что этот документ не был ратифицирован государствами? Совет Европы в связи с вопросом о принятии Молдовы, Украины, России и Армении в свои члены, рекомендовал им отложить подписание Конвенции СНГ [12, с. 34]. В частности, в июне 1995 года Молдове было заявлено, что «перед ратификацией Конвенции необходима ее проверка Советом и без положительного заключения Совета нельзя ратифицировать документ». А в сентябре 1995 года Украине было заявлено, что «в период установления соответствий и противоречий между Европейской Конвенцией по правам человека и соответствующей Конвенцией СНГ нельзя подписать ни указанный документ, ни другие документы СНГ [13]. В качестве основы было указано на то, что предусмотренная в Конвенции СНГ процедура индивидуальных обращений может вступить в противоречие со статьей 25 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, в резолюции 1249 Парламентской Ассамблеи Совета Европы было отмечено, что Конвенция СНГ и по своему содержанию, и по механизму регулирования предлагает меньшую по сравнению с ЕКПЧ защиту. Так, ни Комиссия по правам человека СНГ не может гарантировать беспристрастность и независимость, гарантируемые Европейским Судом по правам человека, ни ее рекомендации не могут носить характер постановления, как это имеет место в Европейском Суде [10, с. 13]. Кроме того, Комиссия по правам человека СНГ обеспечивает деятельность СНГ в сфере прав человека лишь на бумаге и организация не проводит практическую деятельность. Можно прийти к выводу о том, что причина неприсоединения Азербайджанской Республики к соответствующему документу была связана с ее будущим членством в Совете Европы и планированием такого политического шага, как ратификация одного из ведущих документов в области прав человека – Европейской Конвенции по правам человека, т.е. были сделаны соответствующие выводы из рекомендаций Совета Европы таким государствам, как Молдова и Украина [6, с. 5].
Отметим также, что в государствах-членах СНГ такие важные критерии, как достойный уровень жизни, прожиточный минимум, обеспечение прав человека не могут регулированы и развиты лишь законодательными актами, принятыми в рамках СНГ. Сами государства-члены тоже должны стремиться к повышению уровня социального и экономического развития. Нормы в социальной сфере, принятые в рамках СНГ можно подразделить на две группы: в первую группу входят акты, регулирующие организационно-правовые формы социального обеспечения; а вторая группа включает нормативно-правовые акты, связанные с социальным обеспечением отдельных категорий лиц. Еще в 1992 году в рамках СНГ государствами-участниками было принято Соглашение об образовании Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения. Согласно статье 2 указанного Соглашения, целями Совета являются выработка согласованной политики по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес, гармонизация законодательства государств-участников Содружества в соответствующих сферах и т.д. Азербайджанская Республика присоединилась к вышеуказанному Соглашению в 1994 году. Другой вопрос был связан с признанием прав на социальную защиту лиц, работающих на территории бывших советских государств. Для разрешения этой проблемы предпринимались шаги, направленные на координацию права на социальную защиту посредством двусторонних и многосторонних договоров. В соглашениях СНГ по правам социальной защиты было закреплено, что социальные гарантии мигрантов будут регулированы на основе законодательства страны их фактического проживания, в то же время объем социального обеспечения и страхования физических лиц устанавливался именно данным государством. По тем или иным финансовым вопросам государства заключали двусторонние соглашения. Одним из подобных документов стало принятое 15 апреля 1994 года Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». Соглашение предусматривало, что подписавшие его стороны обязаны беспрепятственно признать документы трудящихся-мигрантов об образовании и присвоении квалификации, не допускать двойного налогообложения заработанных работниками средств и заключать двусторонние договора на основе указанных условий. Например, Азербайджанская Республика заключила подобный договор в первой половине 1990-х годов с Украиной. Согласно Конвенции государств-участников СНГ «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 2008 г., трудящиеся-мигранты пользуются на территории принимающей стороны правами, которые в соответствии с законодательством предоставляются гражданам этой стороны и должны быть обеспечены одинаковыми минимальными условиями работы. Принцип равенства прав одновременно должен применяться к членам семей трудящихся-мигрантов [7, с. 12].
Мы не ошибемся, сказав, что уровень болезней считается показателем непосредственно здоровья населения и косвенно уровня защиты государством права на здоровье. В рамках СНГ для проверки показателей здоровья населения и обеспечения медицинских прав используется созданная Всемирной Организацией Здравоохранения в 1989 г. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Показатели, отмеченные в ежегодных отчетах, разработанных на основе данной классификации меняются в зависимости от организации в государстве медицинского контроля населения и «доступной» медицинской помощи [14, с. 11]. В рамках СНГ наиболее успешная социальная политика, направленная на охрану здоровья детей проводится в Азербайджане, Киргизии и Таджикистане [5, с. 17]. Одним из факторов, ограничивающих право людей на жизнь в здоровой окружающей среде является загрязнение атмосферы, выбросы в которую прямо пропорциональны росту промышленного производства. Радостно, что хотя и в других государствах объем выбросов в атмосферу имеет динамику роста (в Армении и Белоруссии – на 3 %, в Киргизии – на 5 %, в Молдове – на 5 %), в Азербайджане этот показатель снизился на 13 % [14, с. 22]. В последнее время в рамках СНГ были разработаны соответствующие решения и концепции, связанные с обеспечением права на здоровье различных категорий лиц. Азербайджан, а также Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и Украина присоединились к Соглашению от 27 марта от 1997 года «Об оказании медицинской помощи гражданам», Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ (2009 г.), Решению от 15 апреля 2011 г. «О разработке талонных листов для льготного проезда на территории государств-участников СНГ инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним в 2011-2015 гг». Наша республика также подписала соответствующие документы. 
Азербайджан, хоть и не подписал Решение от 15 апреля 2011 г. «О концептуальных основах сотрудничества государств-участников СНГ в области нормирования труда в 2011-2015 гг.», которое было подписано большинством государств-участников СНГ, тем не менее присоединился к Соглашению «О сотрудничестве по применению Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих» от 13 января 1999 г. Согласно статье 6 подписанного Азербайджанской Республикой Соглашения «О сотрудничестве в области охраны труда», «Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства, удостоверения и другие документы по вопросам охраны труда, выданные государственными и иными уполномоченными на то органами других сторон об образовании работников, их квалификации и допусках к выполнению работ повышенной опасности». Одним из документов, к которому наше государство не присоединилось является «Концепция согласованной социальной и демографической политики государств-участников СНГ» от 18 октября 2011 г. [2, с. 3].
Как видно, в отличие от регионального и международного сотрудничества в ареале Европы, сотрудничество государств в социальной сфере в ареале СНГ все еще является неудовлетворительным. Естественно, что тому имеется много субъективных и объективных причин. Однако одной из основных причин является то, что концепции, принятые в рамках СНГ не имеют активного механизма применения. Это в конечном итоге вызывает недоверие государств и нацеливает их на расширение сотрудничества в ареале Европы. 
 
Список использованных источников:
1. Карташкин В.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов, 2-е изд., доп. / В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 944 с. 
2. Alexandre Sidorenko, Asghar Zaid. Active Ageing in CIS Countries: Semantics, Challenges, and Responses. Current Gerontology and Geriatrics Research, 2013. – 17 p. 
3. Bart Van Ark. Economic growth and labour productivity in Europe: Half a century of East-West comparisons. Groningen Growth and Development Centre, 2000. – 50 p.
4. Curtis F.J. Doebbler, Introduction to International Human Rights / F.J. Curtis. – Law CD Publishing, 2006. – 212 p.
5. Dominic Richardson., Petra Hoelscher., Jonathan Bradshaw. Child Well-Being in Central and Eastern European Countries (CEE) and the Commonwealth of Independent States (CIS). Springer Science + Business Media 2008. – 225 p.
6. Edward Marks. The CIS and the Caucasus. Institute for National Strategic Studies, 1996. – 12 p.
7. Ensuring social security benefits for Ukrainian migrant workers: Policy development and future challenges. International Labour Organization, 2012. – 48 p. 
8. Global Employment Trends- 2008-ILO
9. Ibp Usa. Commonwealth Of Independent States (cis) Rubber & Plastics Industry Directory. Perfect Paperback, 2008. – 300 p.
10. Mr Holovaty. Committee on Legal Affairs and Human Rights. Parliamentary Assembly, 2001. – 80 p.
11. Nelson J.M. Social Costs, Social Sector Reforms, and Politics in Post-Communist Transformations. National Academy Press, Washington, 1997. – 300 p.
12. Parliamentary Assembly Documents 2001. Volume VI, Council of Europe, Strausbourg, 2001. – 166 p.
13. Parlamentary Assambly of Council of Europe, Opinion. – №190. – 1995.
14. Static bulletin of Interstate Statistical Committee. № 11 (542). CİS, 2014. – 141 p.
15. Voitovich Sergei A. The Commonwealth of Independent States: An Emerging Institutional Model. Eur J Int Law, 1993. – 417 p. {jcomments lock}
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
January
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція