... Час проходить, але сказане слово залишається (Л. М. Толстой) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 08.12.2016 - СЕКЦІЯ №5
Федеральным законом № 153-ФЗ от 08 июня 2015 г. законодатель существенным образом трансформировал норму, существовавшую еще с момента принятия УК РФ и ранее именовавшуюся «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов». Эти изменения коснулись как расширения предмета преступления, так и проявлений его объективной стороны. Однако, проблемы в применении этой нормы не только не сократились, но и приросли новыми.
Непосредственный объект преступления – общественные отношения в сфере реализации установленного порядка оборота средств платежей. Факультативный объект – имущественные интересы физических и юридических лиц.
Предмет преступления – средства платежа: кредитные, расчетные, платежные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты (за исключением находящихся в обороте денежных средств или ценных бумаг), а также электронные средства, электронные носители информации, технические устройства и компьютерные программы, предназначенные для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.
Согласно п. 1.5 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного приказом № 266-П Центрального Банка РФ от 24 декабря 2004 г. кредитная организация вправе осуществлять эмиссию расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт, держателями которых являются физические лица (в том числе уполномоченные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). Там же содержится понятие расчетной (дебетовой), кредитной, предоплаченной карты. В Положении также предусмотрен порядок эмиссии банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Согласно п. 26 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. «О национальной платежной системе» предоплаченная карта – платежная карта, предоставляемая клиенту оператором электронных денежных средств, используемая для перевода электронных денежных средств, а также для осуществления иных операций, предусмотренных ст. 7 данного Закона.
К платежным документам, не являющимся ценными бумагами, следует относить только документы, на основании которых кредитная организация осуществляет платеж (платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение и др.). Согласно ст. 863 ГК при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним. Иные документы, в частности удостоверяющие оплату товара (кассовые чеки), к таким документам не относятся.
Распоряжение о переводе денежных средств может быть выполнено как в письменной (например, платежное требование-поручение, заявление на перевод денежных средств), так и в электронной форме или с использованием дистанционных банковских процедур (он-лайн банков, сервисов перевода средств с карты на карту и т.п.).
Согласно п. 1.9. Положения о правилах перевода денежных средств, утвержденного Центральным Банком РФ 19 июня 2012 г. № 383-П «перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях». Таким образом, исходить эти поручения могут не только от самих владельцев счета, но и от иных, уполномоченных на то лиц, например, налоговых органов, судебных приставов и т.п., а также иных участников хозяйственного оборота, например, платежные требования при расчетах аккредитивами.
Таким образом, к платежным документам могут быть отнесены платежные поручения; инкассовые поручения; платежные требования; платежные ордера; банковские ордера; составляемые юридическим лицом распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица.
Универсальная электронная карта согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений главы 6 данного Закона, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридически значимых действий в электронной форме.
В соответствии с п. 18 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» электронные денежные средства представляют собой денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим их деятельность.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
К электронным носителям информации могут быть отнесены различные носители такие как usb-флешнакопители (флешки), карты памяти, электронные ключи и т.п. устройства, физическое присоединение которых к компьютеру позволяет идентифицировать пользователя как клиента банка, физическое лицо (если речь идет о простой или квалифицированной электронной подписи), организацию, ее представителя или иное уполномоченное лицо на совершение каких-либо финансовых операций или иных юридически значимых действий.
К техническим устройствам могут быть отнесены платежные терминалы, скиммеры (устройства в виде накладок на клавиатуры банкоматов, загрузчиков карт для считывания и сканирования вводимой или записанной информации), токены (устройства для генерации паролей1), в том числе расчетные (банковские) карты, оснащенные миниатюрными дисплеями и клавиатурой для генерации и (или) ввода паролей, а также расчетные (банковские) карты с поддержкой функции дистанционной передачи (обмена) информации по протоколу PayWave (для платежных систем Visa) и PayPass (для продуктов семейства MasterCard), встроенные в наручные часы и т.п.
Компьютерные программы, о которых идет речь в ст. 187 УК зачастую это микропрограммы, которые загружаются (записываются на микросхемы) в память банкомата или другого устройства (микрочип пластиковой карты) и с помощью которых изменяется установленная банком маршрутизация прохождения платежей, зачисление их на счета банка, списание средств со счета клиента, выдача наличных, аутентификация пользователя и т.п. Это могут быть программы-аналоги токенов, т.е. генераторы паролей для получения доступа к интернет-банку или подтверждения, проводимых в нем операций (такой способ, например, используется Росбанком).
Объективная сторона преступления выражается в совершении любого из альтернативных действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 187 УК: а) изготовления; б) приобретения; в) хранения; г) транспортировки или д) сбыта, как порознь, так и в их любом сочетании или совокупности.
Изготовление средств платежа может выражаться как во внесении ложных данных в подлинные карты и документы, так и в изготовлении полностью поддельных карт и документов.
Приобретение может выражаться в различных формах: покупки, обмена, получения в дар, принятия в качестве средства платежа и т.п. При этом, лицо должно осознавать незаконный характер происхождения такого средства платежа.
Хранение представляет собой сбережение, т.е. создание необходимых условий для обеспечения сохранности средства платежа. Оно может иметь место как в специальных хранилищах, тайниках, иных оборудованных местах, так и при себе, среди предметов интерьера, в автомобиле и т.п.
Транспортировка выражается в перемещении указанных средств лицом, осознающим их незаконный характер происхождения. Она может иметь место как при непосредственной перевозке самым виновным, так и перемещением указанных предметов с его участием посредством использования общественного автомобильного, железнодорожного, водного или воздушного транспорта.
Сбыт представляет собой возмездную либо безвозмездную передачу поддельных средств платежа другому лицу2. Сбыт поддельных средств платежа, заведомо непригодных к использованию, квалифицируется по ст. 159 УК.
По законодательной конструкции состав преступления формальный. Хранение и транспортировка зачастую являются преступлениями длящимися.
Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 187 УК) его совершение организованной группой. В такой группе может иметь место распределение не только ролевых, но и функциональных обязанностей соучастников. Например, одни занимаются сбором и перехватом соответствующей информации, другие используют ее для изготовления поддельных средств платежей, третьи подыскивают клиентов для сбыта и т.п.
Как правило такого рода преступления выполняют лишь субсидиарную (вспомогательную) функцию и являются одним из этапов совершения других преступлений, в частности хищений в банковской сфере. Поскольку приготовительные действия несут в себе состав преступления, то они подлежат самостоятельной правовой оценке.
Если виновный только готовился к хищению, но оно не было им осуществлено, то помимо ст. 187, в отношении предполагаемого мошенничества делается ссылка на ч. 1 ст. 30 УК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ наказуемо приготовление только к тяжким или особо тяжким преступлениям, а в ст. 159, 159-3 УК РФ к таковым относятся только 3 и 4 части; в ст. 159-6 УК РФ – только ч. 4. В тоже время само по себе приготовление к мошенничеству носит достаточно затратный, финансово-емкий характер, поэтому и приготовление к мошенничеству в небольших размерах маловероятно.
Если для совершения преступления виновный проникает в локальную компьютерную сеть банка, использует вредоносные программы-граберы паролей, логинов, иной конфиденциальной информации, модифицирует ее, блокирует работу банковских компьютеров, серверов и т.п., то не исключается квалификация содеянного по совокупности с компьютерными преступлениями.
 
1. Такие устройства могут относиться к числу разрешенных, например, возможность использования токена для генерации пароля предусмотрена интернет-версией Росбанка.
2. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 51 от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» изготовление лицом поддельных банковских расчетных либо кредитных карт для использования в целях совершения этим же лицом преступлений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ, следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству. 
 
Список использованных источников:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части 1-4 (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
4. О национальной платежной системе: Федеральный закон № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г. (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с их использованием: утверждено приказом № 266-П Центрального Банка РФ от 24 декабря 2004г. (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Положение о правилах перевода денежных средств: утверждено приказом № 383-П Центрального Банка РФ от 19 июня 2012 г. (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
7. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: пост. №51 Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс». {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
January
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція