...Здібним заздрять, талановитим шкодять, геніальним лестять (М.Фадуль)...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 13.04.2017 - СЕКЦІЯ №5
Дифференциация уголовного процесса в настоящее время заслуживает по своему положению отнесения к существенным чертам порядка уголовного процесса. Сравнительный анализ уголовного процесса зарубежных государств показывает, что дифференциация давно приобрела вид устойчивого и системообразующего механизма для уголовного судопроизводства. В странах общего права с публично-состязательным типом уголовного судопроизводства процессуальный порядок, помимо связанного с судом присяжных, предусматривает суммарный процесс, а в уголовном процессе США используется процедура упрощенного порядка рассмотрения некоторых категорий уголовных дел и такая радикальная процессуальная технология как сделка с правосудием. В европейских странах с континентальным типом уголовного процесса дифференциация выражается в различных порядках досудебного и судебного производства по уголовных делам в зависимости от тяжести совершенного преступления и их характера [2, с. 149].
Наличие в единой системе современного уголовного судопроизводства различающихся друг от друга видов уголовно-процессуальных производств ныне не оспаривается ни кем. Именно факт отличия уголовно-процессуальных производств между собой выступает в качестве основного детерминанта такой категории как дифференциация уголовного процесса (уголовно-процессуальной формы). При рассмотрении вопроса о дифференциации уголовного судопроизводства, следует отличать между собой две основные категории в системе уголовного процесса – стадии уголовного процесса и уголовно-процессуальные производства. Условно, стадии уголовного процесса могут быть рассмотрены как элементы системы уголовного судопроизводства, делящие его по горизонтали, а производства в уголовном процессе могут быть охарактеризованы в качестве элементов единой системы, делящие ее по вертикали.
Прежде чем исследовать различные виды производств в рамках дифференциации уголовного процесса, необходимо определиться с общим понятием «уголовно-процессуальное производство». В целом, данное понятие неотделимо от понятия уголовного процесса. От того, как мы определяем понятие «уголовное судопроизводство», напрямую будет зависеть и определение понятия «уголовно-процессуальное производство» как части уголовного процесса. Вопрос о понятии уголовного процесса всегда был непростым для ученых-процессуалистов и по нему велись оживленные дискуссии в отечественной литературе.
Сам термин «уголовный процесс» не является однозначным. Этим термином обозначается как самостоятельная правовая отрасль, как соответствующая законодательная система, так и совокупность уголовно-процессуальной деятельности разных субъектов. Следует признать, что вне уголовно-процессуальной деятельности уголовно-процессуальное право, может являться всего лишь фикцией. С другой стороны, уголовно-процессуальная деятельность может осуществляться только в рамках уголовно-процессуального права и без нарушения уголовно-процессуальных норм, нормативно закрепленных в действующих источниках права (законодательства). Суждения, изложенные применительно термина «уголовный процесс» в принципе относится и к термину «уголовно-процессуальное производство» как части последнего.
Что же понимать под термином «уголовно-процессуальное производство»? Считается, что при ответе на данный вопрос следует придерживаться следующих тезисов:
– прежде всего, любое уголовно-процессуальное производство является определенным видом уголовно-процессуальной деятельности;
– далее следует учесть, что «уголовно-процессуальное производство» является самостоятельной категорией, можно даже сказать институтом доктрины уголовно-процессуального права;
– наконец, любое уголовно-процессуальное производство также отражается в некой системе (в главах раздела УПК), либо подсистеме (в статьях главы УПК и т.д.) (в любой иной совокупности) действующих уголовно-процессуальных норм соответствующего законодательства.
Основным признаком самостоятельности отдельно взятого уголовно-процессуального производства, в первую очередь, является его направленность, которая выражается в специфике предмета и задач рассматриваемого производства. Кроме того, самостоятельное уголовно-процессуальное производство всегда носит полистадийный характер. Как было отмечено выше, уголовно-процессуальное производство является «вертикальным срезом» уголовного процесса. Хотя в отдельных видах самостоятельных производств могут отсутствовать отдельные стадии. Так, по делам частного обвинения по общему правилу не производится предварительное расследование и, таким образом, сразу после начала уголовного преследования (принятия жалобы судом), следует первая судебная стадия – стадия назначения дела к слушанию. Обычно в качестве критерия дифференциации уголовного судопроизводства, критерия разграничения всего уголовного процесса на самостоятельные уголовно-процессуальные производства используется только один – сложность процессуальной формы, и разграничивают по этому критерию только производства по уголовным делам. Однако, кроме производств по уголовным делам, в уголовном процессе были и появляются все новые и новые производства, которые либо вовсе не имеют отношения к уголовному делу (производство по применению принудительных мер медицинского характера, производства по условно-досрочному освобождению и многие другие), либо, хотя и имеют отношение к уголовному делу, однако в них не решаются вопросы виновности и наказания, а направлены они на разрешение совершенно иных задач – например, производства по судебному контролю [1, с. 136; 3, с. 99-100; 4, с. 250-254].
Вот почему главным критерием разграничения производств на различные виды служит их направленность, выражающаяся в предмете и задачах. По этому критерию все производства подразделяются на основные – производства по уголовным делам, дополнительные и особые. В рамках дополнительных (а это производства по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора) производств, как и в основных, применяются нормы уголовного права. Но эти производства не имеют никакого отношения к вопросам, разрешаемым в основных производствах: виновности и назначения наказания. Они появляются тогда, когда возникает необходимость в предусмотренных уголовным законом случаях разрешить подведомственные уголовному суду вопросы, возникающие уже после вступления приговора в законную силу и в процессе его исполнения. При этом в этих производствах ни в коей мере не затрагиваются вопросы законности, обоснованности, справедливости приговора суда. Поэтому это не продолжение процесса по уголовному делу, не стадия исполнения приговора. Дополнительные производства – это самостоятельные полистадийные производства. В них отсутствуют досудебные уголовно-процессуальные стадии, но каждое из них может пройти все судебные стадии, начиная со стадии назначения дела к слушанию, вплоть до пересмотра его кассационной и надзорной инстанциями. Эти производства условно называются дополнительными, поскольку в отличие от основных уголовно-процессуальных производств они не категорично присущи уголовному судопроизводству. Особые производства потому так и называются, что их материально-правовой базой являются нормы не уголовного права, а административного и конституционного права. Прежде всего, к ним относится производство по применению принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера назначаются не за совершение преступления (так как преступления может и вовсе не быть в случае невменяемости), а носят (как и меры пресечения) пресекательно-предупредительный характер. И нормы, регулирующие материально-правовую сторону принудительных мер медицинского характера, хотя и в большей части расположены в Уголовном кодексе, носят явно выраженный административный характер [5, с. 60].
11-й раздел Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики (принят 14 июля 2000 г., вступил в силу 1 сентября 2000 г.; далее – УПК АР) полностью посвящен особым производствам. В УПК АР нормативная дефиниция особых производств не предусмотрена, но анализ норм, входящих в системы 11-го раздела УПК, позволяет сделать вывод о системе таких производств в уголовном судопроизводстве Азербайджана. Итак, в систему особых уголовно-процессуальных производств в уголовном процессе Азербайджанской Республики входят:
1. Осуществление судебного контроля. Судебный контроль осуществляет в рамках своих полномочий соответствующий суд первой инстанции по месту принудительного проведения следственных действий, применения меры процессуального принуждения или осуществления оперативно-розыскной меры. В порядке осуществления судебного контроля суд рассматривает ходатайства и представления по принудительному проведению следственных действий, применению мер процессуального принуждения или осуществлению оперативно-розыскных мер в связи с сообщениями об ограничении права каждого на свободу, неприкосновенность жилья, личную неприкосновенность, сохранение личной тайны (в том числе тайны семейной жизни, корреспонденции, телефонных переговоров, почтово-телеграфных и иных сообщений), а равно содержащими государственную, профессиональную или коммерческую тайну, а также жалобы по процессуальным действиям или постановлениям органа, осуществляющего уголовный процесс.
В данном особом производстве вышеуказанные ходатайства, представления, либо жалобы рассматриваются судьей суда, осуществляющего функцию судебного контроля, единолично. Постановления, вынесенные судьей по вышеуказанным вопросам, могут быть пересмотрены судом апелляционной инстанции по жалобе лица, права и свободы которого ограничиваются принудительным проведением следственного действия, применением меры процессуального принуждения или осуществлением оперативно-розыскной меры, либо по протесту прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием или надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
2. Производство по новым обстоятельствам, связанным с нарушением прав и свобод. Основания для рассмотрения судебных актов по новым обстоятельствам, связанным с нарушением прав и свобод, состоят в следующем:
– сочтение Конституционным судом Азербайджанской Республики не соответствующими Конституции и законам Азербайджанской Республики постановлений Верховного Суда Азербайджанской Республики или судебных актов, нарушающих право обращения в суд; 
– определение Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции «О защите прав и основных свобод человека» в судах Азербайджанской Республики при производстве по уголовным делам, досудебным упрощенным производственным материалам или жалобам в порядке особого обвинения; 
– сочтение Конституционным судом Азербайджанской Республики примененного судом нормативного акта не соответствующим Конституции, законам Азербайджанской Республики и нормативно-правовым актам, принятым соответствующими органами исполнительной власти. 
Правом рассмотрения судебных актов по новым обстоятельствам, связанным с нарушением прав и свобод, обладает Пленум Верховного Суда Азербайджанской Республики.
3. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для рассмотрения приговоров или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 
– установленная вступившим в законную силу приговором или постановлением суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, перевода переводчика, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов, повлекшие вынесение неправильного (ошибочного) приговора или постановления; 
– установленные вступившим в законную силу приговором или постановлением суда злоупотребления дознавателя, следователя, прокурора или судьи во время производства по уголовному делу, материалам упрощенного досудебного производства или жалобе в порядке частного обвинения, повлекшие вынесение неправильного (ошибочного) приговора или постановления; 
– иные обстоятельства, неизвестные суду и сторонам уголовного процесса при вынесении приговора или постановления, которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, указывают на невиновность осужденного или совершение им преступления, отличающегося по степени тяжести от преступного деяния, за которое он осужден, либо на виновность оправданного или лица, в отношении которого было прекращено производство по уголовному делу, материалам упрощенного досудебного производства или жалобе в порядке частного обвинения.
Право рассмотрения приговоров или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено только Пленуму Верховного Суда Азербайджанской Республики.
4. Производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу о применении принудительных мер медицинского характера, пользуется всеми правами обвиняемого. В зависимости от степени и характера заболевания он имеет следующие права: знать, совершение какого общественно опасного деяния вменяется ему в вину, с разрешения следователя участвовать в производстве следственных действий, знакомиться с протоколами следственных действий, в которых принял участие, и делать замечания по верности и полноте записей в них, заявлять ходатайства и отводы, после окончания производства по делу ознакомиться со всеми материалами дела и сделать из них любые выписки без ограничения объема, получить копии постановлений о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, участвовать в судебном разбирательстве, исследовании доказательств, ознакомиться с протоколом судебного заседания и сделать к нему замечания.
5. Производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления. Судебное следствие по материалу в отношении лица, заболевшего психической болезнью после совершения преступления, начинается с оглашения постановления следователя о направлении материалов в суд для применения принудительных мер медицинского характера, после чего суд приступает к исследованию доказательств. После окончания судебного следствия выступает с речью государственный обвинитель, заслушивается мнение защитника. Затем суд удаляется для вынесения постановления в совещательную комнату, где разрешает следующие вопросы: имело ли место деяние; имеется ли в деянии состав преступления; совершено ли это деяние обвиняемым; заболело ли лицо психической болезнью, если да, то характер болезни и время наступления состояния болезни; есть ли нужда в применении в отношении лица принудительной меры медицинского характера, если да, то какой именно. 
6. Производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам. Правовая помощь заключается в осуществлении соответствующих действий, связанных с преступлениями, расследуемыми соответствующим компетентным органом запрашивающего иностранного государства во время направления запроса или находящимися в судебном рассмотрении. Правовая помощь по уголовным делам регулируется Конституцией Азербайджанской Республики, УПК АР, Законом Азербайджанской Республики «О правовой помощи по уголовным делам», другими законодательными актами Азербайджанской Республики и поддерживаемыми Азербайджанской Республикой международными договорами. В случае отсутствия соответствующего договора об оказании правовой помощи между Азербайджанской Республикой и запрашивающим иностранным государством применяются положения настоящего УПК и Закона Азербайджанской Республики «О правовой помощи по уголовным делам». 
Эти положения не распространяются на вопросы сотрудничества с международными судебными органами.
7. Производство в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений. Исполнение приговора – это процессуальная деятельность суда, призванная обеспечить условия для успешной реализации содержащихся в правосудном приговоре предписаний путем исполнения некоторых приговоров, обращения остальных приговоров к исполнению, а также внесения корректив в решение приговора о наказании, в связи и на основе вновь возникших обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности дальнейшего исполнения этого решения в прежнем виде. Целью данного производства является обеспечение условий для успешной реализации приговоров, а также постановлений и определений судов. 
 
Список использованных источников:
1. Азаров В.А. Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России: [монография] / В.А. Азаров, И.Ю. Таричко. – Омск, 2004. – С. 136.
2. Цыганенко С.С. Дифференциация в свете категории уголовно-процессуальная стратегия (модельный подход и концептуальные основания) // Журнал «Terra Economicus», 2013, – № 1. – С. 149.
3. Якимович Ю.К. Дополнительные и особые производства в уголовном процессе России. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – С. 99-100.
4. Якимович Ю.К. Дифференциация уголовного процесса / [Ю.К. Якимович, А.В.Ленский, Т.В. Трубникова]; под ред. М.К. Свиридова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – С. 250-254.
5. Якимович Ю.К. О некоторых вопросах дальнейшей дифференциации уголовного процесса России // Уголовная юстиция. – 2013. – № 1. – С. 60. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
Серпень
ПнВтСрЧтПтСбНД
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція