...Здібним заздрять, талановитим шкодять, геніальним лестять (М.Фадуль)...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 13.04.2017 - СЕКЦІЯ №5
В процессе допроса как средстве выяснения объективной истины в зависимости от соблюдения положений уголовно-процессуального законодательства и четкого применения тактических способов возможно получение новых доказательств о совершенном преступлении. 
Допрос несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве требует иного подхода со стороны органов, осуществляющих уголовный процесс. Данный подход вытекает из положений ст. 226.3, 228, 231, 232, 233 и 432 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики. Исходя из законодательства, в зависимости от участия в уголовном процессе несовершеннолетних допрос можно подразделить на следующие категории: 
1) допрос несовершеннолетнего подозреваемого; 
2) допрос несовершеннолетнего обвиняемого; 
3) допрос несовершеннолетнего потерпевшего;
4) допрос несовершеннолетнего свидетеля. 
Уголовно-процессуальное законодательство с учетом возрастного предела, психологических особенностей несовершеннолетних, отсутствия у них достаточного жизненного опыта, низкого уровня способности понимания ими сущности и последствий совершенных деяний, требует от органов, осуществляющих предварительное расследование, особого подхода к следственным действиям, производимым по делам несовершеннолетних. Именно в этих целях в уголовно-процессуальном законодательстве закреплено требование обеспечения участия на допросе совершеннолетних педагога, их законного представителя, а при необходимости - врача. 
Статья 228 действующего Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики посвящена допросу несовершеннолетнего свидетеля. Согласно данной статье, несовершеннолетний свидетель допрашивается независимо от своего возраста, если может предоставить в устной или иной форме сведения, имеющие значение для дела. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя – до 16 лет производится с участием педагога, а при необходимости – врача и законного представителя свидетеля. Перед началом допроса этим лицам разъясняется их право участвовать в допросе, с разрешения следователя вносить замечания и задавать вопросы, а также их обязанности. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако отведенный вопрос должен быть занесен в протокол допроса. В этот протокол заносятся также все замечания допрошенного и участвовавших в допросе лиц. Свидетелю, не достигшему 16-летнего возраста, разъясняется его обязанность говорить только правду, однако он не предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний [1].
Согласно статье 233.6 УПК АР, допрос несовершеннолетнего обвиняемого должен производиться в порядке, предусмотренном статьями 228.2. и 229 настоящего Кодекса.
Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: 
– прежде всего, необходимо заполучить минимальную информацию о несовершеннолетнем у его родителей, педагогов и соседей; 
– при выборе тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние несовершеннолетнего. Обычно, его психологическое состояние выступает как единство эмоционального напряжения и напряжения, вызванного непривычной обстановкой. В этом случае необходимо направить внимание несовершеннолетнего на серьезность его положения и важность допроса, а также на целесообразность сотрудничества со следствием. Для этого требуется наладить психологический контакт с несовершеннолетним и попытаться снизить его напряжение. 
Предварительный допрос имеет необходимое значение. Это связано с тем, что часто в ходе предварительного допроса удается получить объективные и полные показания. Разговор следует начинать о его условиях жизни, обучении, воспитании, круге интересов. Это связано с тем, что несовершеннолетний говоря о себе и своем окружении не догадывается о какой-либо связи его слов с совершенным преступлением. Далее следует подробно и ясно разъяснить несовершеннолетнему, в совершении какого преступления он подозревается. 
Вопросы несовершеннолетнему должны быть сформулированы четко, быть конкретными и не отражать фактических обстоятельств совершенного преступления. 
В ходе допроса доведение до сведения несовершеннолетнего неосведомленности следователя об отдельных обстоятельствах совершенного преступного деяния сказывается на успешном исходе допроса. Однако эти обстоятельства должны быть действительными и вытекать из результатов отдельных следственных действий. 
В ходе допроса несовершеннолетних с точки зрения снятия их волнения должно быть обеспечено участие их законных представителей. Наряду с этим, орган, осуществляющий уголовный процесс во имя всестороннего, полного и объективного расследования дела перед приглашением на процесс законного представителя должен учитывать отношение несовершеннолетних к ним, возрастной предел и индивидуальные особенности несовершеннолетних. 
По мнению Г.М. Миньковского, в ходе допроса несовершеннолетних приглашение родителей считается нецелесообразным. Он обосновывает свое мнение тем, что несовершеннолетний обвиняемый перед своим родителем испытывает чувства страха, стыда и т.д., и ответит на вопросы, направив все свое внимание на эмоции, мимику и поведение родителей [7, с. 122].
Следователь в целях налаживания контакта с допрашиваемым в процессе допроса несовершеннолетних и защиты его прав и законных интересов приглашает законных представителей и близких родственников. При отсутствии законных представителей несовершеннолетнего в процесс допроса могут привлекаться близкие родственники. 
При допросе несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством участие педагога или психолога является обязательным. Факт психического расстройства или отклонения от психологического развития должен отражаться в медицинском заключении. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указано, что показания несовершеннолетнего с психическим расстройством, полученные без участия педагога или психолога являются недопустимыми доказательствами. 
Как видно из статьи 101 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики, под законным представителем понимаются многочисленные лица. Однако в процессе допроса лишь один из этих лиц на основании постановления следователя признается в качестве законного представителя несовершеннолетнего. 
Законный представитель несовершеннолетнего вправе участвовать в процессе с момента задержания подозреваемого и выбора в его отношении меры пресечения. Следователь, приглашая на процесс законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого должен убедиться, что он не препятствует ходу уголовного дела. 
Другим средством защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе их допроса является участие в допросе педагога (психолога). Органами, осуществляющими уголовный процесс на стадии подготовки к процессу допроса несовершеннолетних или непосредственно в процессе допроса может привлекаться педагог в зависимости от возрастного предела и индивидуальных характеристик несовершеннолетнего.
В уголовно-процессуальной науке можно встретить работы ученых, выступающих против участия педагога в процессе допроса несовершеннолетних. Так, Н. Гуковская считает, что участие третьих лиц в процессе допроса является фактором, нарушающим среду доверия, так как несовершеннолетние не хотят своей отрицательной характеристики при своих педагогах и у них возникает чувство стыда [4, с. 110].
В зависимости от возрастного предела несовершеннолетних на допрос должен приглашаться педагог, занимающийся обучением и воспитанием лиц соответствующего возрастного предела. Например, на допрос несовершеннолетних 3-5 лет следователь должен пригласить воспитателя из учреждения дошкольного воспитания. Перед приглашением педагога на допрос следователь должен уточнить отношения несовершеннолетнего с этим педагогом. В процессе допроса знакомство несовершеннолетнего с педагогом в некоторых случаях может привести к даче первым следствию не соответствующих действительности показаний перед страхом позора. 
Следователь, производящий допрос несовершеннолетних обязан составить психологическую схему допроса, выбрать метод индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, участвующему в процессе в зависимости от их функции в процессе. Известно, что в процессе повседневной работы следователь изучает психологию лиц, совершивших преступление, потерпевших и свидетелей в процессе их допроса и набирает необходимый опыт. 
По мнению А.Н.Васильева, следователь перед производством допроса несовершеннолетних обязан вести серьезную подготовительную работу. Вначале он должен исследовать черты, характеризующие личность несовершеннолетнего, который будет приглашен на допрос. В связи с этим правильное назначение законного представителя и педагога несовершеннолетнего в процессе допроса обеспечивает успешное производство допроса впоследствии [3, с. 110].
Перед допросом несовершеннолетних следователь должен определить психологические, педагогические и этические основы допроса. Наряду с этим, для эффективности процесса допроса несовершеннолетних следователь должен серьезно относиться к планированию, подготовке и производству допроса. Следователь, производящий допрос в качестве психологической основы допроса должен обратить внимание восприятию,
 запоминанию допрашиваемым несовершеннолетним фактов, имеющих значимость для уголовного дела (событий и деяний) и даче им показаний по фактам.
К.Г. Сариджалинская справедливо подразделяет факторы, влияющие на восприятие совершившегося факта на две группы: 1) объективные; 2) субъективные. 
а) краткосрочность события или наблюдения; 
б) метеорологические условия при восприятии; 
в) сильное или слабое освещение; 
г) расстояние от объекта восприятия;
д) высокий или низкий уровень силы воздействия катализатора;
е) объем объекта восприятия [5, с. 431].
Для обеспечения целей допроса следователь должен использовать один из следующих тактических способов: 
1) составление письменного плана допроса; 
2) всестороннее и полное изучение материалов по делу;
3) определение цели и предмета допроса; 
4) изучение личности несовершеннолетнего; 
5) уточнение места и времени допроса;
6) подготовка научно-технических средств; 
7) получение у специалистов консультаций о психологии и педагогике несовершеннолетних.
Налаживание психологического контакта между следователем и несовершеннолетним зависит от некоторых вопросов:
1) проведения организационных мер в процессе подготовки к допросу или допроса; 
2) наличия у следователя опыта и морально-психологических качеств;
3) характера несовершеннолетнего;
4) налаживания несовершеннолетним контакта со следователем в процессе допроса.
К тактическим способам, используемым в процессе допроса несовершеннолетних можно отнести следующие: 
  1) Предотвращение ложных показаний тактическим способом; при этом следователь обладает достаточными доказательствами о совершенном преступном деянии и при даче допрашиваемым ложных показаний следователь тотчас же сообщает ему о другом эпизоде события преступления;
2) Следователь сознательно задает допрашиваемому несовершеннолетнему вопросы о малозначимых обстоятельствах события преступления и направляет его внимание на показания о существенных обстоятельствах; 
3) Одним из тактических способов является сопротивление; 
4) Для устранения противоречий в показаниях допрашиваемого в процессе задаются вопросы о фактах; 
5) Эпизоды и факты, отражающие совершенное событие преступления подразделяются на части и допрашиваемому предлагается рассказать об этом; 
6) Контроль за правильностью показаний, при этом следователь в числе задаваемых вопросов ставит вопрос, не касающийся предмета допроса, таким образом проверяется правильность показаний;
7) Обновление памяти допрашиваемого, так, следователь может напомнить лицу некоторые детали и факты совершенного события преступления. 
Таким образом, перечисленные нами тактические способы допроса несовершеннолетнего должны в комплексной форме использоваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетнего. 
 
Список использованных источников:
1. Уголовно-Процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики (на азерб. языке). – Баку: Издательство Хюгуг, 2016. – 768 с. 
2. Брусиловский В.Е. Психология показаний малолетних и несовершенно-летних свидетелей. – Харков, 1929. – 91 с.
3. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий (библиотека следователя). – М.: Юридическая литература, 1981. – 110 с.
4. Гуковская Н. Участие третьих лиц в допросе несовершеннолетного обвиняемого (в порядке обсуждения) В кн: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 21. – M., 1974. –110 c.
5. Сариджалинская К.Г. Криминалистика (на азерб. языке). – Баку: Издательство «Хюгуг эдебияты», 1999. – 431 c.
6. Максимов В.С. Допросы подозреваемого с участием защитника-В кн. Актуальные проблемы правоведения в современный период. – Томск, 1991. –225 с.
7. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. – М.: Юридическая литература, 1959. – 122 с.
8. Моргун В.С. Проблема периодизации развития личности в психологии / В.С. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М., 1981. – 80 с.
9. Миньковский Г.М. Показания несовершеннолетного обвиняемого в советском уголовном процессе. – M., 1970. – 17 с.
10. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. – T2. – M., 1969. – 477 с.
11. Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии: Методическое пособие. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 79 с. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
Травень
ПнВтСрЧтПтСбНД
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція