... Сміливі думки відіграють роль передових пішаків в грі, вони гинуть, але забезпечують перемогу (І. Гете) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 13.04.2017 - СЕКЦІЯ №5
Статья 173-2 Кодекса Украины об административных нарушениях [1] (далее – КУоАП) устанавливает ответственность за совершение насилия в семье, невыполнение защитного предписания или непрохождение коррекционной программы. 
Так, по части 1 данной статьи ответственность наступает за совершение насилия в семье, т. е. за умышленное совершение любых действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не вызвало физической боли и не повлекло телесных повреждений, угрозы, обиды или преследования, лишение жилья, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, и т. п.), в результате чего мог быть или был нанесен ущерб физическому или психическому здоровью потерпевшего, а также невыполнение защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено, непрохождение коррекционной программы лицом, совершившим насилие в семье. В свою очередь, ч. 2 ст. 173-2 КУоАП предусматривает ответственность за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
В Уголовном кодексе Украины [2] (далее – УКУ) нет прямых норм, которые регулировали бы ответственность за совершение насилия в семье, невыполнение защитного предписания или непрохождение коррекционной программы. В то же время, в молдавском законодательстве ответственность за насилие в семье устанавливается в Уголовном кодексе, а также в Кодексе о правонарушениях.
Статья 201-1 Уголовного кодекса Республики Молдова [3] (далее – УК РМ) предусматривает ответственность за: 
– действие или бездействие, намеренно совершенное одним членом семьи по отношению к другому члену семьи, выразившееся в: a) нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, сопряженных с легкими телесными повреждениями или иным незначительным вредом здоровью; b) изоляции, запугивании в целях навязывания воли или личного контроля над жертвой; c) лишении экономических средств, в том числе средств к существованию, пренебрежении, причинении жертве легких телесных повреждений или иного незначительного вреда здоровью (часть (1)); 
– деяния, предусмотренные частью (1): a) совершенные в отношении двух или более членов семьи; b) совершенные в связи с запросом или применением мер защиты; c) повлекшие причинение телесного повреждения средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью (часть (2)); 
– деяния, предусмотренные частями (1) и (2): a) повлекшие причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью; b) повлекшие самоубийство или покушение на него (часть (3)); 
– деяния, предусмотренные частями (1) или (2), повлекшие причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть жертвы (часть (4)).
По ст. 78-1 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова [4] (далее – КП РМ) ответственность наступает за жестокое обращение или другие насильственные действия, совершенные одним членом семьи в отношении другого члена семьи, причинившие незначительные телесные повреждения.
Кроме того, ст. 320-1 УК РМ устанавливает ответственность за умышленное неисполнение или уклонение от исполнения мер защиты жертвы насилия в семье, установленных судебной инстанцией в защитном предписании. По ст. 318-1 КП РМ ответственность наступает за умышленное неисполнение или уклонение от исполнения требований незамедлительного ограничительного предписания. В некоторой степени, эти деяния схожи с невыполнением защитного предписания и непрохождением коррекционной программы в смысле ст. 173-2 КУоАП.
7 ноября 2011 г. Украина подписала Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием [5] (далее – Стамбульскую конвенцию). Вследствие этого был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины с целью реализации положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия, и борьбы с этими явлениями» [6] (далее – Проект №4952/2016). Проектом предлагается внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Украины. Отметим, что большая часть данных предложений совпадает с предложениями, выдвинутыми в своей диссертации И.А. Бандуркой [7, с. 19-24].
Согласно пояснительной записке к Проекту № 4952/2016, «этот законопроект имплементирует положения Стамбульской конвенции в национальное законодательство, дает возможность усовершенствовать уголовное… законодательство Украины для борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием» [8]. По сути, данные нововведения предполагают диверсификацию концепции ответственности за совершение насилия в семье, невыполнение защитного предписания или непрохождение коррекционной программы, посредством криминализации наиболее опасных для общества проявлений такого рода.
В тексте Проекта №4952/2016, подготовленного ко второму чтению, от 20 марта 2017г., особый интерес вызывают следующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Украины:
– дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 126-1 следующего содержания:
«Статья 126-1. Домашнее насилие
Домашнее насилие, то есть умышленное систематическое совершение физического, психологического или экономического насилия в отношении настоящего или бывшего супруга, или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, что приводит к физическим или психологическим страданиям, расстройствам здоровья, утрате трудоспособности, эмоциональной зависимости или ухудшению качества жизни потерпевшего…».
Последствия, указанные в диспозиции ст. 126-1 УКУ, являются тем критерием, который делает возможным разграничение преступного домашнего насилия от домашнего насилия в виде правонарушения. Однако не совсем ясно насколько тяжким может быть, например, расстройство здоровья, для того чтобы ст. 126-1 УКУ стала применимой. Для сравнения, в молдавском законодательстве тяжесть причиненного последствия уточнена:
– незначительные телесные повреждения (ст. 78-1 КП РМ); 
– легкие телесные повреждения или иной незначительный вред здоровью (п. а) ч. (1) ст. 201-1 УК РМ); 
– телесное повреждение средней тяжести или иной средней тяжести вред здоровью (п. с) ч. (2) ст. 2011 УК РМ); 
– тяжкое телесное повреждение или иной тяжкий вред здоровью (п. а) ч. (3) ст. 201-1 УК РМ); 
– самоубийство или покушение на него (п. b) ч. (3) ст. 201-1 УК РМ); 
– смерть жертвы (ч. (4) ст. 201-1 УК РМ).
Другая проблема связана с использованием в диспозиции ст. 126-1 УКУ словосочетания «настоящего или бывшего супруга, или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях». Между тем, в ст. 1 Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» [9] дано определение понятия «члены семьи»: «лица, состоящие в браке; проживающие одной семьей, но не находящиеся в браке между собой; их дети; лица, находящиеся под опекой или попечительством; являющиеся родственниками по прямой или косвенной линии родства при условии совместного проживания». Не ясно, по какой причине понятие «члены семьи» не используется в ст. 126-1 УКУ при описании потерпевших? Также вызывает вопросы несовпадение содержания понятия «члены семьи», определенного в Законе Украины «О предупреждении насилия в семье», и содержания понятия, характеризующего потерпевших в случае преступления, указанного в ст. 126-1 УКУ. Для сравнения, в молдавском законодательстве определения понятия «член семьи» имеют одинаковое содержание как в ст. 133-1 УК РМ, так и в ст. 3 Закона Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье» [10]. Недостаток в том, что в Кодексе о правонарушениях Республики Молдова подобное определение отсутствует; 
– дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 151-2 следующего содержания:
«Статья 151-2. Принуждение к браку
1. Принуждение лица к вступлению в брак или к продолжению принудительно заключенного брака, или к вступлению в сожительство без заключения брака, или к продолжению такого сожительства, или побуждение с этой целью лица к перемещению на территорию другого государства, чем то, в котором оно проживает...
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или в отношении лица, не достигшего брачного возраста в соответствии с законодательством, или в отношении двух или более лиц…».
В молдавском законодательстве отсутствует норма, в которой содержалось бы прямое упоминание такого состава преступления. Впрочем, ст. 167 УК РМ предусматривает ответственность за рабство и условия, сходные с рабством, то есть за поставление или удержание лица в условиях, когда другое лицо владеет им, либо воздействие на лицо с использованием обмана, принуждения, насилия или угрозы насилием с целью вступления в сожительство или в брак либо удержания в сожительстве или в браке. Уточним, что в уголовном законодательстве Украины рабство и условия, сходные с рабством, прямо не криминализированы. 
Таким образом, деяние, в некоторой степени схожее с преступлением, указанным в ст. 151-2 УКУ, влечёт ответственность по уголовному законодательству Республики Молдова. Отличие в том, что основанием для такой ответственности послужило подписание Республикой Молдова не Стамбульской конвенции, а Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством [11]. 
В соответствии с п. с) ст. 1 данной конвенции, в качестве институтов и обычаев, сходных с рабством, указываются любые институты или обычаи, «в силу которых: 
i) женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой; 
ii) муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом; 
или iii) женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу».
Согласно же ст. 37 Стамбульской конвенции, «стороны принимают необходимые законодательные или иные меры для обеспечения того, чтобы намеренное поведение в виде принуждения взрослого лица или ребенка к вступлению в брак преследовалось в уголовном порядке. Стороны принимают необходимые законодательные или иные меры для обеспечения того, чтобы намеренное поведение в виде завлечения взрослого лица или ребенка на территорию Стороны или государства иного, чем то, в котором она или он проживают, с целью заставить данное взрослое лицо или ребенка вступить в брак, преследовалось в уголовном порядке».
Из вышесказанного следует, что нет необходимости в дополнении уголовного законодательства Республики Молдова нормой подобной ст. 151-2 УКУ. Такая норма лишь дублировала бы ст. 167 УК РМ;
– изложение ч. 2 ст. 152 УКУ в следующей редакции:
«Изнасилование, совершенное повторно или лицом, ранее совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных статьями 153-155 настоящего Кодекса, или совершение таких деяний в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, или в отношении лица в связи с выполнением этим лицом служебного, профессионального или общественного долга, или в отношении женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности…»;
– изложение ч. 2 ст. 153 УКУ в следующей редакции:
«Сексуальное насилие, совершенное повторно или лицом, ранее совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных статьями 152, 154, 155 настоящего Кодекса, или совершение таких деяний в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, или в отношении лица в связи с выполнением этим лицом служебного, профессионального или общественного долга, или в отношении женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности…».
Итак, согласно Проекту № 4952/2016, перечень отягчающих обстоятельств при изнасиловании и сексуальном насилии может быть дополнен обстоятельством совершения деяния в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях. Отметим, что, в молдавском уголовном законодательстве, совершение деяния в отношении одного из членов семьи фигурирует в качестве отягчающего обстоятельства как в случае изнасилования (п. b-2) ч. (2) ст. 171 УК РМ), так и в случае насильственных действий сексуального характера (п. b-2) ч. (2) ст. 172 УК РМ). Как видим, сексуальное насилие в отношении одного из членов семьи влечет ответственность не по ст. 201-1 УК РМ. Единственное исключение из этого правила – это запрет использования методов контрацепции. Данный вид сексуального насилия подпадает под действие 201-1 УК РМ.
В анализируемом контексте нелишним будет отметить, что 28 июля 2016 г. ч. (2) ст. 145 УК РМ, предусматривающей ответственность за убийство, была дополнена пунктом e-1). В соответствии с этим пунктом, ответственность отягчается в случае убийства одного из членов семьи. Данный вид физического насилия в отношении одного из членов семьи влечет ответственность не по ст. 201-1 УК РМ. Также как и деяния, указанные в п. b-2) ч. (2) ст. 171 и п. b-2) ч. (2) ст. 172 УК РМ, убийство одного из членов семьи является одним из составляющих такого явления, как насилие в семье. Тем не менее, ответственность за такие деяния наступает не по статье о насилие в семье;
– дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 390-1 следующего содержания:
«Статья 390-1. Невыполнение ограничительных мер, ограничивающих предписаний или непрохождение программы для обидчиков
Умышленное невыполнение ограничительных мер, предусмотренных статьей 91-1 настоящего Кодекса, или умышленное невыполнение ограничительных предписаний, или умышленное уклонение от прохождения программы для обидчиков лицом, в отношении которого такие меры применены судом…».
Данная статья является аналогом ст. 320-1 УК РМ и ст. 318-1 КП РМ. Остаётся неясным, как будет сочетаться ст. 390-1 УКУ со ст. 173-2 КУоАП, которая устанавливает ответственность, в числе прочего, за невыполнение защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено, непрохождение коррекционной программы лицом, совершившим насилие в семье. Во всяком случае, в Проекте № 4952/2016 ответ на этот вопрос отсутствует.
 
Список использованных источников:
1. Кодекс України про адміністративні правопорушення // Відомості Верховної Ради Української РСР. – 1984. – додаток до № 51.
2. Кримінальний кодекс України від 05.04.2001 № 2341-III // Відомості Верховної Ради України. – 2001. – № 25-26.
3. Codul penal al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2002. – nr. 128-129.
4. Codul contravențional al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2009. – nr. 3-6.
5. Конвенція Ради Європи про запобігання насильству стосовно жінок і домашньому насильству та боротьбу із цими явищами [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680462546
6. Проект Закону про внесення змін до деяких законів України у зв’язку з ратифікацією Конвенції Ради Європи про запобігання насильству стосовно жінок і домашньому насильству та боротьбу з цими явищами. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=59648
7. Бандурка І.О. Кримінально-правовий захист дитинства в Україні: Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора юридичних наук. – Харків, 2016. – 36 с.
8. Пояснювальна записка до проекту Закону України «Про внесення змін до деяких законів України у зв’язку з ратифікацією Конвенції Ради Європи про запобігання насильству стосовно жінок і домашньому насильству та боротьбу з цими явищами» [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=59648
9. Про попередження насильства в сім’ї: Закон України № 2789-III від 15 листопада 2001 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – № 10.
10. Legea Republicii Moldova cu privire la prevenirea şi combaterea violenţei în familie // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2008. – nr. 55-56.
11. Додаткова конвенція про скасування рабства, работоргівлі та інститутів і звичаїв подібних до рабства [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_160 {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
Серпень
ПнВтСрЧтПтСбНД
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція