... Коли суть справи обміркована заздалегіть, слова приходять самі собою (Гроцій) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 13.04.2017 - СЕКЦІЯ №5
Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием [1] (далее – Стамбульская конвенция), разработанная Советом Европы, была открыта для подписания 11 мая 2011 г. Данная конвенция была подписана, в частности, Украиной – 7 ноября 2011 г., Румынией – 27 июня 2014 г. и Республикой Молдова – 6 февраля 2017 г. Уточним, что Румыния ещё и ратифицировала Стамбульскую конвенцию. Подписание Украиной, Румынией и Республикой Молдова Стамбульской конвенции предполагало обязательство по принятию законодательных мер для обеспечения предупреждения и пресечения насилия в семье.
Однако, ещё задолго до подписания этой конвенции во всех трёх вышеперечисленных государствах уже были приняты соответствующие законодательные акты: Закон Украины № 2789-III от 15 ноября 2001 г. «О предупреждении насилия в семье» [2] (далее – Закон Украины); Закон Румынии № 217 от 22 мая 2003 г. «О предупреждении и пресечении насилия в семье» [3] (далее – Закон Румынии); Закон Республики Молдова № 45 от 1 марта 2007 г. «О предупреждении и пресечении насилия в семье» [4] (далее – Закон Республики Молдова). Подписание Стамбульской конвенции стало толчком к дальнейшему совершенствованию и доработке законодательных мер, необходимых для обеспечения предупреждения и пресечения насилия в семье.
Целью данной статьи является выявление некоторых общих черт и особенностей понятийного аппарата вышеупомянутых законов. 
Понятие «насилие в семье» имеет в этом смысле первостепенное значение. Так, согласно ст. 1 Закона Украины, «насилие в семье – любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный ущерб, вред его физическому или психическому здоровью». В соответствии со ст. 3 Закона Румынии, «для целей настоящего закона, насилие в семье является любым умышленным действием или бездействием, за исключением действий в целях самообороны или защиты другого лица, проявляющегося физически или вербально, совершенным членом семьи в отношении другого члена той же семьи, которое причиняет или может причинить физический, психический, сексуальный, эмоциональный или психологический вред или страдания, включая угрозу совершения таких деяний, а равно принуждение или произвольное лишение свободы. Также насилием в семье признается препятствование женщине осуществлять свои основные права и свободы». Согласно ст. 2 Закона Республики Молдова, «насилие в семье – все акты физического, сексуального, психологического, духовного или экономического насилия, за исключением актов самозащиты или защиты другого лица, в том числе угрозы такими актами, совершенные одним членом семьи по отношению к другому члену той же семьи, причинившие жертве материальный или моральный ущерб».
Примечательно, что по Закону Украины насилие в семье предполагает совершение исключительно действия, в то время как в Законе Румынии говорится о действии или бездействии, а в Законе Республики Молдова используется обобщённый термин «акт». Украинский законодатель говорит о физическом, сексуальном, психологическом или экономическом направлении действия, румынский законодатель – о действии или бездействии проявляющегося физически или вербально, а молдавский законодатель – об актах физического, сексуального, психологического, духовного или экономического насилия. Наряду с этим в Законе Украины указывается на то, что насилие в семье причиняет моральный ущерб, вред физическому или психическому здоровью. По Закону Румынии, причиняемые вред или страдания, могут иметь физический, психический, сексуальный, эмоциональный или психологический характер, а по Закону Республики Молдова – лишь материальный или моральный характер. Вместе с тем, согласно Закону Украины, нарушение конституционных прав и свобод члена семьи как человека и гражданина является обязательным признаком насилия в семье. По Закону Румынии препятствование женщине осуществлять свои основные права и свободы считается одним из видов насилия в семье. В Законе Республики Молдова этот вопрос никак не оговорен.
В соответствии с п. а) ст. 3 Стамбульской конвенции, «насилие в отношении женщин понимается как нарушение прав человека и форма дискриминации в отношении женщин и означает все акты насилия по гендерному признаку, которые приводят или могут привести к физическому, сексуальному, психологическому или экономическому ущербу или страданиям в отношении женщин, включая угрозы таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, независимо от того, происходит ли это в публичной или частной жизни». Согласно п. b) ст. 3 Стамбульской конвенции, «домашнее насилие означает все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва».
Можно заметить, что определения понятия «насилие в семье», приведенные в вышеупомянутых законах, имеют собирательный характер, заимствуя наиболее существенные элементы определений, сформулированных в п. а) и b) ст. 3 Стамбульской конвенции.
Теперь коснёмся видов насилия в семье. Такие понятия, как «физическое насилие», «сексуальное насилие», «психологическое насилие» и «экономическое насилие» находят свои определения во всех трёх вышеупомянутых законах. Определения понятия «духовное насилие» даны в Законе Румынии и в Законе Республики Молдова. Лишь в Законе Румынии определены понятия «социальное насилие» и «вербальное насилие».
Начнём с понятий, используемых во всех трёх законах.
Согласно ст. 1 Закона Украины, «физическое насилие в семье – умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, которое может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушению физического или психического здоровья, нанесению вреда его чести и достоинства». В соответствии со ст. 4 Закона Румынии, «физическое насилие – нанесение телесных повреждений или причинение вреда здоровью путём нанесения ударов, пинков, толчков, таскания за волосы, уколов, порезов, ожогов, удушения, укусов в любой форме и любой силы, в том числе и замаскированное под видом несчастного случая, отравления, интоксикации и другие подобные действия». Согласно ст. 2 Закона Республики Молдова, «физическое насилие – намеренное нанесение телесных повреждений или причинение вреда здоровью посредством ударов, пинков, толчков, таскания за волосы, уколов, порезов, ожогов, удушения, укусов в любой форме и любой силы, отравления любыми способами, другие действия аналогичного характера».
В отличие от Закона Румынии и Закона Республики Молдова, Закон Украины не перечисляет способы физического насилия. При этом конкретные последствия физического насилия указаны лишь в Законе Украины. Недостатком Закона Румынии и Закона Республики Молдова является незавершённый, примерный характер определения понятия «физическое насилие».
  В соответствии со ст. 1 Закона Украины, «сексуальное насилие в семье – противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к ребенку, который является членом этой семьи». Согласно ст. 4 Закона Румынии, «сексуальное насилие – сексуальная агрессия, навязывание деградирующих актов, преследование, запугивание, манипулирование, жестокое обращение с целью обеспечения совершения принудительного полового акта, супружеское изнасилование». В соответствии со ст. 2 Закона Республики Молдова, «сексуальное насилие – любое насилие сексуального характера или противоправное сексуальное поведение в семье или в других межличностных отношениях, такое как супружеское изнасилование, запрет использования методов контрацепции, сексуальное домогательство; любое нежелаемое и навязываемое сексуальное поведение; принуждение к занятию проституцией; любое противоправное сексуальное поведение по отношению к несовершеннолетнему члену семьи, выражающееся в частности в поглаживаниях, поцелуях, придании ребенку определенных поз и в прочих нежелаемых прикосновениях сексуальной направленности; другие действия аналогичного характера».
В Законе Украины не перечислены примеры сексуального насилия, однако выделяются действия сексуального характера по отношению к ребенку. Такие же действия выделяются в Законе Республики Молдова. Незаконченный характер определения понятия «сексуальное насилие» негативно отличает Закон Республики Молдова от остальных двух законов.
Согласно ст. 1 Закона Украины, «психологическое насилие в семье – насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и которые могут нанести или наносят вред психическому здоровью». В соответствии со ст. 4 Закона Румынии, «психологическое насилие – навязывание воли или личного контроля, провоцирование состояния напряженности и психического страдания любым способом и любыми средствами, демонстративное насилие по отношению к предметам и животным, словесные угрозы, запугивание оружием, пренебрежение, осуществление контроля за личной жизнью, проявление ревности, ограничения любого рода, а также другие подобные действия». Согласно ст. 2 Закона Республики Молдова, «психологическое насилие – навязывание воли или личного контроля, провоцирование состояния напряженности и психического страдания посредством оскорбления, насмешки, поношения, обиды, обзывания, шантажа, демонстративной порчи предметов, словесных угроз, запугивания оружием или истязания домашних животных; пренебрежение; вмешательство в личную жизнь; проявление ревности; изоляция посредством заточения, в том числе в семейном жилище; изоляция от семьи, общества, друзей; запрет профессиональной реализации, запрет посещения учебного заведения; изъятие документов, удостоверяющих личность; умышленное лишение доступа к информации; другие действия аналогичного характера».
Словосочетания «а также другие подобные действия» и, соответственно, «другие действия аналогичного характера» негативным образом отличают Закон Румынии и Республики Молдова от Закона Украины. Помимо этого, лишь в Законе Украины чётко указаны последствия психологического насилия.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины, «экономическое насилие в семье – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, которое может привести к его смерти, вызвать нарушение физического или психического здоровья». Согласно ст. 4 Закона Румынии, «экономическое насилие – запрещение профессиональной деятельности, лишение экономических средств, в том числе лишение источника средств к существованию, таких как еда, лекарства и предметы первой необходимости, умышленное присвоение вещей лица, запрет на право владения, пользования и распоряжения общим имуществом, несправедливый контроль за общим имуществом, отказ содержать семью, принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, и другие подобные действия». В соответствии со ст. 2 Закона Республики Молдова, «экономическое насилие – лишение экономических средств, в том числе средств к существованию, таких как еда, лекарства, предметы первой необходимости; злоупотребление преимущественным положением для присвоения вещей лица; запрет на право владения, пользования и распоряжения общим имуществом; несправедливый контроль за общими имуществом и ресурсами; отказ содержать семью; принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи; другие действия аналогичного характера».
  И на это раз Закон Румынии и Закон Республики Молдова изобилуют примерами. Однако перечень этих примеров имеет незаконченный характер, ставя под сомнение соблюдение принципа предвидимости соответствующих норм права. Такой недостаток предполагает расширительное толкование, ухудшающее положение лица. А это не что иное, как прямое нарушение принципа законности и невыполнение государством обязательства по обеспечению права каждого человека на знание своих прав и обязанностей.
В Законе Украины отсутствуют определения понятий «духовное насилие», «социальное насилие» и «вербальное насилие».
В соответствии со ст. 4 Закона Румынии, «духовное насилие – подрыв или умаление значимости удовлетворения духовно-нравственных потребностей путем запрета, ограничения, высмеивания или наказания стремлений членов семьи, их доступа к культурным, этническим, языковым или религиозным ценностям, навязывание приобщения к неприемлемым духовным и религиозным верованиям и обрядам, а также другие действия подобного рода или с аналогичными последствиями». Согласно ст. 2 Закона Республики Молдова, «духовное насилие – подрыв или умаление значимости удовлетворения духовно-нравственных потребностей путем запрета, ограничения, высмеивания устремлений члена семьи и наказания за них, запрета, ограничения, высмеивания доступа к культурным, этническим, языковым или религиозным ценностям и наказания за приобщение к ним; навязывание индивидуально неприемлемой системы ценностей; другие действия аналогичного характера или с аналогичными последствиями».
В соответствии со ст. 4 Закона Румынии, «социальное насилие – принуждение к изоляции лица от семьи, общины и друзей, запрет на посещение образовательных учреждений, принуждение к изоляции путём лишения свободы, в том числе в семейном жилище, намеренное лишение доступа к информации, а также другие подобные действия», «вербальное насилие – обращение посредством уничижительных или грубых выражений, использование оскорблений, угроз или унижающих достоинство слов и фраз».
Касательно отсутствия определений понятий «духовное насилие» и/или «социальное насилие», Закон Украины и Закон Республики Молдова обнаруживают несколько пробельный, лакунарный характер правового регулирования по сравнению с Законом Румынии. С другой стороны, в Стамбульской конвенции вообще не упомянуты такие виды насилия в семье. Относительно определения понятия «вербальное насилие», в нём просто нет необходимости ни в Законе Украины, ни в Законе Республики Молдова. Определениям понятия «психологическое насилие» в этих двух законах вполне удаётся выразить, в том числе, и содержание понятия «вербальное насилие», используемого в Законе Румынии.
 
Список использованных источников:
1. Конвенція Ради Європи про запобігання насильству стосовно жінок і домашньому насильству та боротьбу із цими явищами [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680462546
2. Про попередження насильства в сім’ї: Закон України № 2789-III від 15 листопада 2001 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – № 10.
3. Legea României nr. 217 din 22.05.2003 pentru prevenirea şi combaterea violenţei în familie // Monitorul Oficial al României. – 2003. – nr. 367.
4. Legea Republicii Moldova nr. 45 din 01.03.2007 cu privire la prevenirea şi combaterea violenţei în familie // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2008. – nr. 55-56. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
Серпень
ПнВтСрЧтПтСбНД
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція