Науково-практична Інтернет-конференція 24.02.2012 - Секція №6 |
Хозяйственные суды Республики Беларусь на протяжении последних десяти лет констатируют рост количества обратившихся за судебной защитой и числа рассмотренных споров и дел. Такое явление расценивается как нормальный процесс, происходящий в динамично развивающемся и стремящимся стать правовым государстве с прогрессирующей экономикой [1, с. 3].
Следует согласиться с мнением профессора В.С. Каменкова относительно того, что доступность правосудия – одна из категорий, свидетельствующих об уровне развития государства, о степени демократичности и социальной направленности его институтов [2, с. 16]. Доступность правосудия или ее отсутствие может определяться различными критериями, одним из которых является субъектный состав лиц, имеющих право на обращение в суд.
Согласно ч. 2 ст. 6 и ст. 66 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК Республики Беларусь [3]) прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции наделен правом предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
Анализируя действующее законодательство, приходим к выводу, что необходимость получения согласия на подачу прокурором иска (заявления) зависит от защищаемого субъекта и категории дела: согласно ст. 66 ХПК Республики Беларусь наличие государственного и общественного интереса исключает обязанность прокурора истребовать согласие, в то время как защита частных интересов субъекта хозяйствования допускается только после получения положительного волеизъявления последнего. В противном случае в соответствии со ст. 151 ХПК Республики Беларусь отсутствие такого согласия либо просьбы является основанием для оставления искового заявления (заявления) без рассмотрения.
В п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» [4] установлено, что прокурор предъявляет в суды иски (заявления) в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы. При этом иск (заявление) в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности прокурор вправе предъявить независимо от возможности самостоятельного обращения соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций в хозяйственный суд.
В данной связи хозяйственным судам при рассмотрении иска (заявления) прокурора надлежит устанавливать факт невозможности осуществления субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности самостоятельной защиты своих интересов в хозяйственном суде.
Так, например, в качестве доказательств отсутствия у названных субъектов возможности самостоятельно защитить свои интересы могут представляться справки банков об остатках денежных средств на счетах, а также справки налоговых инспекций о наличии задолженности по платежам в бюджет [5, с. 1].
Следует отметить, что порядок предъявления прокурором исков в защиту интересов индивидуальных предпринимателей (равно как и граждан, подпадающих под названную в ХПК Республики Беларусь категорию «других лиц») в хозяйственном процессуальном законодательстве отдельно не регламентируется, что на наш взгляд, является существенным недостатком действующего законодательства, так как в условиях современной действительности осуществление субъектами права своей хозяйственной деятельности с регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей приобретает всеобъемлющий характер, соответственно, на практике могут возникать спорные моменты, требующие законодательного регулирования в целях правильного разрешения сложившейся спорной ситуации.
Список использованных источников:
1. Каменков В.С. Хозяйственный договор: общие положения / В.С. Каменков. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 157 с.
2. Каменков В.С. Субъектная доступность экономического правосудия Беларуси / В.С.Каменков // Промышленно-торговое право. – 2008. – № 2. – С. 16-22.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: Принят Палатой Представителей 11 нояб. 1998 г.: Одобрен Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
4. Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве: постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь, 22 окт. 2005 г., № 22: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.11.2009 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
5. Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29 января 2003 г. № 03-24/202 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – 1 с. {jcomments on}
< Prev | Next > |
---|