... Мудрий все робить з обачністю (Латинське прислів'я) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 24.02.2012 - Секція №6
Хозяйственные суды Республики Беларусь на протяжении последних десяти лет констатируют рост количества обратившихся за судебной защитой и числа рассмотренных споров и дел. Такое явление расценивается как нормальный процесс, происходящий в динамично развивающемся и стремящимся стать правовым государстве с прогрессирующей экономикой [1, с. 3].
Следует согласиться с мнением профессора В.С. Каменкова относительно того, что доступность правосудия – одна из категорий, свидетельствующих об уровне развития государства, о степени демократичности и социальной направленности его институтов [2, с. 16]. Доступность правосудия или ее отсутствие может определяться различными критериями, одним из которых является субъектный состав лиц, имеющих право на обращение в суд. 
Согласно ч. 2 ст. 6 и ст. 66 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК Республики Беларусь [3]) прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции наделен правом предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
Анализируя действующее законодательство, приходим к выводу, что необходимость получения согласия на подачу прокурором иска (заявления) зависит от защищаемого субъекта и категории дела: согласно ст. 66 ХПК Республики Беларусь наличие государственного и общественного интереса исключает обязанность прокурора истребовать согласие, в то время как защита частных интересов субъекта хозяйствования допускается только после получения положительного волеизъявления последнего. В противном случае в соответствии со ст. 151 ХПК Республики Беларусь отсутствие такого согласия либо просьбы является основанием для оставления искового заявления (заявления) без рассмотрения.
В п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» [4] установлено, что прокурор предъявляет в суды иски (заявления) в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы. При этом иск (заявление) в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности прокурор вправе предъявить независимо от возможности самостоятельного обращения соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций в хозяйственный суд.
В данной связи хозяйственным судам при рассмотрении иска (заявления) прокурора надлежит устанавливать факт невозможности осуществления субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности самостоятельной защиты своих интересов в хозяйственном суде.
Так, например, в качестве доказательств отсутствия у названных субъектов возможности самостоятельно защитить свои интересы могут представляться справки банков об остатках денежных средств на счетах, а также справки налоговых инспекций о наличии задолженности по платежам в бюджет [5, с. 1].
Следует отметить, что порядок предъявления прокурором исков в защиту интересов индивидуальных предпринимателей (равно как и граждан, подпадающих под названную в ХПК Республики Беларусь категорию «других лиц») в хозяйственном процессуальном законодательстве отдельно не регламентируется, что на наш взгляд, является существенным недостатком действующего законодательства, так как в условиях современной действительности осуществление субъектами права своей хозяйственной деятельности с регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей приобретает всеобъемлющий характер, соответственно, на практике могут возникать спорные моменты, требующие законодательного регулирования в целях правильного разрешения сложившейся спорной ситуации.
 
Список использованных источников:
1. Каменков В.С. Хозяйственный договор: общие положения / В.С. Каменков. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 157 с.
2. Каменков В.С. Субъектная доступность экономического правосудия Беларуси / В.С.Каменков // Промышленно-торговое право. – 2008. – № 2. – С. 16-22.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: Принят Палатой Представителей 11 нояб. 1998 г.: Одобрен Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
4. Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве: постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь, 22 окт. 2005 г., № 22: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.11.2009 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
5. Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29 января 2003 г. № 03-24/202 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – 1 с. {jcomments on}
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
Травень
ПнВтСрЧтПтСбНД
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція