... Мудрий все робить з обачністю (Латинське прислів'я) ...

Головне меню

Міжнародна науково-практична конференція 15.04.21 - СЕКЦІЯ №5
Гуманизация исполнения и отбывания наказания, является одним из ключевых направлений в современной уголовно-исполнительной политике различных развитых стран мира, в том числе и в России. Значительное увеличение количества осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, является явным тому подтверждением.
Согласно официальной статистике, в 2020 году, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России состояло 243381 осужденных к различным альтернативным видам наказаний [1]. 
В связи с тем, что наказания, исключающие изоляцию осужденного от общества, отбывают различные категории осужденных (несовершеннолетние, беременные, лица без гражданства и т.д.), существует потребность в дифференцированном подходе к каждому из осужденных при исполнении данных видов наказаний. Одним из методов такой дифференциации является классификация осужденных.
Так, по мнению профессора А.В. Бриллиантова, понятия классификации и дифференциации, являются синонимами [2, с. 10].
Другой специалист в области уголовно-исполнительного права В.И. Уткин считает, что дифференциация предполагает классификацию, а именно распределение осужденных на относительно однородные группы [3, с. 10].
Похожую позицию занимает и И.В. Шмаров. Согласно его точке зрения, под классификацией осужденных понимают разделение их на определенные категории (группы) в зависимости от характера и степени опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осужденных [4, с. 169].
Таким образом, под классификацией осужденных к наказаниям, исключающим изоляцию осужденного от общества, полагается, следует понимать разделение осужденных, в процессе воспитательно-педагогической работы с ними, на различные, относительно однородные группы, в зависимости от пола, возраста, наличия судимостей и иных особенностей их личности.
Наукой уголовно-исполнительного права определены различные критерии или основания для классификации осужденных.
Самыми основными, которые необходимо учитывать при проведении индивидуально-педагогической работы с осужденными, к альтернативным видам наказаний будут являться такие как: социально-демографические, криминологические, социально-педагогические, медицинские, психологические.
К социально-демографическим критериям следует относить возраст (несовершеннолетний, взрослый), пол осужденного (мужчина, женщина), принадлежность осужденного к определенной социальной группе (иностранный гражданин, лица без гражданства).
Криминологическими критериями являются сведения о наличие ранее судимостей у осужденного, тяжести совершенного им преступления, срока отбывания наказания. 
Социально-педагогическими и психологическими критериями будут выступать данные о степени исправления осужденного и его реакции на исправительное воздействие.
Классификация по медицинским критериям подразумевает учет состояния здоровья осужденного, например наличия у последнего группы инвалидности. 
Так же необходимо отметить, что если классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, в основном обеспечивается путем их раздельного содержания (ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), то классификация осужденных к альтернативным видам наказаний носит иной характер. Так, у сотрудников уголовно-исполнительной инспекций, в силу особенностей исполняемых ими видов наказаний, не предусматривающих лишение свободы, отсутствует возможность предотвращения негативного влияния на осужденного той среды, в которой он находился до отбывания наказания. Вследствие этого, проводя воспитательно-педагогическую работу с определенной группой осужденных, остается риск того, что формирование личности осужденного в процессе его исправления будет происходить под влиянием негативно настроенных элементов, в т.ч. и бывших осужденных. 
Таким образом, учет описанных выше особенностей, при групповой классификация осужденных к альтернативным видам наказаний, несомненно, сыграет одну из ключевых ролей в дифференцированной воспитательно-педагогической работе с данной категорией осужденных. 
    
Список использованных источников:
1. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (Last accessed: 04.04.2021).
2. Бриллиантов А. В. Классификация осужденных в спецкомендатурах. Москва, 1992. 71 с.
3. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск, 1995. 256 с.
4. Шмаров И. В. Уголовно-исполнительное право. Москва, 1998. 417 с.
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2021
Листопад
ПнВтСрЧтПтСбНД
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція