... Тричі вбивця той, хто вбиває думку (Р. Ролан) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.10.2012 - Секція №6
Одним из направлений реформы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – УИС) является совершенствование планирования правоохранительной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Данная задача вытекает из Концепции развития УИС до 2020 года, в которой указано на необходимость повышения уровня управления органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания [1].
Если советский период российского государства характеризовался определенным преувеличением значимости функции планирования в регулировании общественных отношений, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний, то при переходе к рыночным отношениям произошло во многом необоснованное снижение роли планирования и недооценка его важности. В настоящее время планирование правоохранительной деятельности УИС должно выступить одним из основных способов эффективного решения важных социальных проблем по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний.
Для этого на базе применения новейших разработок науки и техники в управленческой деятельности, на основе изучения положительного опыта в России и зарубежных странах, с учетом ошибок, допущенных в практике планирования в предыдущие годы, следует придать планированию правоохранительной деятельности УИС инновационный характер, отвечающий современным потребностям управления.
Прежде всего, требуется совершенствование правового регулирования планирования правоохранительной деятельности. Нормативные акты, регулирующие общие вопросы планирования [2, 3], были приняты в условиях ускоренной переработки правовой базы и приведения ее в соответствие с Конституцией Российской Федерации 1993 года [4], что отрицательно отразилось на содержании и уровне юридической техники. 
Кроме того, с момента их принятия произошли существенные изменения в практике государственного планирования, в том числе и правоохранительной деятельности УИС. Возросло значение планирования совместных действий по борьбе с преступностью на международном уровне. В процессы планирования правоохранительной деятельности в сфере УИС вовлечены не только государственные органы, но и органы местного самоуправления, общественные формирования. Обострилась необходимость стабильного развития органов, исполняющих уголовные наказания, в долгосрочной перспективе. Сложилась возможность и необходимость строить управление уголовно–исполнительной системой с учетом целей стратегического характера. Наряду с директивными актами планирования в УИС появились управленческие решения рекомендательного (индикативного) характера. Все более востребованными формами планирования стали программы и концепции, актуально внедрение в практику управления УИС новых форм планирования, например, национальных проектов.
В связи с этим в настоящее время осуществляется работа по приведению нормативной правовой базы в соответствие со складывающейся практикой планирования. Внесены изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих порядок разработки различных форм планирования [5, 6]. 
Правительством Российской Федерации подготовлен и размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» [7]. В отличие от действующего законодательства в законопроекте установлен перечень субъектов государственного стратегического планирования, определены полномочия отдельных субъектов и основы их взаимодействия между собой в процессе государственного стратегического планирования. Предусмотрено участие общественности в планировании правоохранительной деятельности, в том числе уголовно-исполнительной системы.
С учетом реформ в организации правоохранительной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, изменений в пенитенциарной политике и уголовно-исполнительном законодательстве, новаций в научно-техническом обеспечении управления нуждаются в переработке положения ведомственных правовых актов, регулирующих вопросы планирования. Необходимо дальнейшее совершенствование положений Инструкции об организации планирования в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом ФСИН России от 8 августа 2005 года № 703 [8]. Требуется научное обоснование вопросов качества и необходимого количества актов планирования правоохранительной деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Нуждаются в уточнении требования к содержанию и структуре планов, обязанности отдельных субъектов в процессе планирования текущей правоохранительной деятельности УИС, а также ряд процессуальных сроков.
Так, на наш взгляд, следует перейти от квартального к полугодовому периоду планирования работы структурных подразделений органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, что позволит сократить количество разрабатываемых планов и в результате повысить эффективность и качество планирования за счет сокращения временных затрат на процедуры подготовки планов и тесно связанные с ними вопросы делопроизводства, организации исполнения, учета, контроля.
Планирование является творческой, мыслительной деятельностью, следовательно, оно предполагает активную роль человеческого фактора в определении целей системы и средств их достижения [9, с. 426]. В связи с этим в настоящее время остается актуальным совершенствование профессиональной подготовленности руководителей и иных сотрудников для реализации функции планирования в уголовно-исполнительной системе. Необходимо определить квалификационные требования к должностям по реализации функции планирования правоохранительной деятельности УИС. Следует разработать критерии и показатели оценки качества планирования правоохранительной деятельности уголовно–исполнительной системы. Оценка планирования, по результатам которой применяются меры материального и нематериального стимулирования, должна выступать мотивационным фактором, направленным на повышение эффективности планирования.
Многочисленность и разнообразие актов планирования правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы обуславливают создание единой информационной системы актов планирования, подготовленных по вопросам правоохранительной деятельности различными государственными органами. Создание единой информационной системы актов планирования позволит улучшить качество и оперативность подготовки планов, усовершенствовать процессы взаимодействия и координации между органами государственной власти, обеспечить необходимый уровень информационной открытости правоохранительной деятельности. 
На наш взгляд, реализация указанных предложений позволит перейти на более высокий уровень организации планирования правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Список использованных источников:
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 30. – Ст. 2871; Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3492.
3. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 (ред. от 24.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №28. – Ст. 2669; Собрание законодательства РФ. – 2010. –№ 22. – Ст. 2778.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – № 237.
5. О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 596 (ред. от 17.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 30. – Ст. 3833; Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 52 (ч. 1). – Ст. 7104.
6. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 (ред. от 24.05.2010, с изм. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 17. Ст. 1571; Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 22. – Ст. 2778; Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2131.
7. О государственном стратегическом планировании: Проект федерального закона. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/gsp (дата обращения: 22.09.2012).
8. Об утверждении Инструкции об организации планирования в уголовно-исполнительной системе: Приказ ФСИН России от 8.08.2005 № 703 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2006. – № 1. – С. 66-69.
9. Максимов В.А. К вопросу о понятии, роли и сущности планирования в органах прокуратуры / В.А. Максимов // Черные дыры в российском законодательстве. – 2004. – № 4. – С. 425-430. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2021
May
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція