... Найбільше успіхів ми досягаємо у тому, до чого маємо найліпший хист (Античний вислів) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 10.10.2012 - Секція №2
Задача вооруженных сил во время проведения миротворческих акций состоит в том, чтобы быть буфером между конкурирующими сторонами. У них нет наступательного вооружения, и задача наступательных военных действий перед ними не ставится. По идее они должны быть нейтральными. 
Существует также различие между операциями по принуждению к миру, его поддержанию и обеспечению. Например, в Конго в 1960 г. первоначальный характер миссии заключался в поддержании мира, однако действия войск ООН вскоре приняли принудительный характер на уровне вмешательства в разразившуюся гражданскую войну на одной из сторон конфликта. Таким образом, в отдельных случаях миротворческие войска осуществляют не только поддержание, но и принуждение к миру, что вызывает еще большие разногласия относительно объема и методов самого принуждения [3].
Могут ли вооруженные силы, действующие от имени ООН, применять силу, превышающею пределы необходимой обороны?
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны [2].
Основная трудность при расширении круга миротворческих функций ООН в настоящее время состоит в размывании различий между собственно миротворческими действиями и мерами принуждения.
Статья 39 Устава ООН гласит, что: «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» [4]. Следует подчеркнуть, что понятие миротворческих акций родилось из практики международных отношений и не предвиделось авторами Устава ООН. Поэтому в Уставе нет четких различий между принудительными и миротворческими действиями. Статья 41 Устава закрепляет, что: «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений...» Статья 42 гласит, что: «Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации» [4]. Следовательно, в статье 41 идет речь об использовании мер, не связанных с использованием вооруженных сил. В таком случае данные действия можно расценивать как миротворческие. В статье 42 говорится о применении воздушных, морских или сухопутных сил и эти действия можно расценивать как принудительные. Но скорее всего не корректно последние действия относить к принудительными. Необходимо четко представлять разницу между принудительными действиями и операциями по поддержанию мира. Принудительные действия осуществляются против воли государств, вовлеченных в конфликт, тогда как операции по поддержанию мира — с согласия государства или государств. 
За всю свою историю Совет Безопасности два раза применял свое право на принудительные действия. Первый раз Союз Безопасности принял решение в период так называемой «Корейской войны», хотя по своему характеру решение Совета Безопасности носило рекомендательный, а не обязывающий характер. Второй раз – в период нападения Ирака на Кувейт. Во всех остальных случаях операции или миссии ООН носили характер наблюдения за поддержанием или поддержания мира, но в некоторых из них вооруженные силы прибегали и к принудительным мерам [3].
В 1992 г. в докладе Генерального Секретаря ООН «Повестка дня для мира», содержалось предложение об образовании вооруженных сил для проведения превентивных операций, которое следовало согласовать со всеми участниками. Вооруженные силы должны были обладать правом отражения возможной агрессии и иметь легкое вооружение. Однако и по настоящее время миротворческие силы создаются в каждом конкретном случае по решению Совета Безопасности [3].
Всего за время существования ООН было проведено 67 операций по поддержанию мира. Текущие операции на 19 августа 2012 года составляет 15. Текущие операции и политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира – 17. Численность военного и полицейского персонала на 16 августа 2012 года – 96 537 (военнослужащие – 80 874; полиция – 13 549; военные наблюдатели – 2212); гражданский персонал на 30 июня 2012 года – 18 170 (международный персонал – 5534; местный персонал – 12 636); добровольцы ООН – 2212; общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира – 116 919; общая численность персонала, служащего в 16 операциях, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира – 119 154; страны, предоставившие военный и полицейский персонал – 119; общее число погибших – 3017[2].
Как уже упоминалось выше, миротворческая акция отличается от традиционной военной операции. Основная цель военной операции состоит в остановке противника либо его разгроме на поле сражения. Традиционная военная операция предполагает защиту либо захват определенной территории. Миротворческая миссия является, прежде всего, не принудительной, войска не располагаются на поле сражений. Обычно они вводятся после того, как заключено перемирие. Миротворческие войска не ставят задачу захвата территории и не осуществляют суверенитет над территорией своего расположения. У них нет наступательных задач, и характер их вооружения не предполагает возможности решения таких задач. Важная сторона деятельности миротворческих сил заключается в наличии согласия государства на расположение их на своей территории [3].
Современная миротворческая деятельность выходит за рамки поддержания мира и безопасности. Миротворцы все чаще привлекаются к оказанию содействия в политических процессах, реформированию систем отправления правосудия, подготовке персонала органов правопорядка и полиции, разоружению бывших комбатантов и обезвреживанию наземных мин [2].
В настоящее время вооруженные силы ООН, вопреки бытовавшим ранее критериям, в ряде миротворческих операций (в бывшей Югославии, Сомали) использовали не только легкое, но и тяжелое вооружение, бронетехнику и авиацию. Если ранее мандатом ООН предписывалось строго ограничивать применение силы самообороной, то сейчас начинают практиковаться формулировки в том числе «превентивной обороны», «преследования» и «вытеснения» сопротивляющихся группировок, превентивного размещения вооруженных сил и «превентивной демонстрации силы» в международных вооруженных конфликтах [1].
Таким образом, в силу изменения политического, экономического, военного положения многих государств, следует внести изменения в Устав ООН, где необходимо четко разграничить миротворческие и принудительные действиями «голубых касок». Это поможет решить проблему превышения полномочий миротворческими силами ООН.
 
Список использованных источников:
1. Ковтуненко М.Ю. Военно-политические аспекты операций многонациональных миротворческих сил на рубеже тысячелетий / М.Ю. Ковтуненко, В.И. Лутовинов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flot.com/publications/books/shelf/safety/8.htm?print=Y, свободный. – загл. с экрана. – яз. рус.
2. Миротворческая деятельность ООН: официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. Режим доступа.: http://www.un.org/ru/aboutun/ booklet/peace.shtml свободный. – загл. с экрана. – яз. рус.
3. Нестеров В.С. Международно-правовое положение миротворческих сил ООН / В.С. Нестеров // Право и политика. – № 1. – 2000. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.org.ua/internationallaw/ua_readme.php? subaction=showfull&id=1095948361&archive=&start_from=&ucat=5&category=5, – свободный. – загл. с экрана. – яз. рус.
4. Устав Организации Объединенных Наций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter7.shtml – свободный. – загл. с экрана. – яз. рус.  {jcomments lock}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
August
MoTuWeThFrSaSu
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція