... Життя не навчить, якщо не має бажання порозумнішати (Б. Шоу) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 28.06.2013 - Секція №2
Административная дееспособность гражданина – это признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством [1, c. 61].
По общему правилу все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, например, по состоянию здоровья или по возрасту могут быть частично или полностью недееспособными. Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает одновременно с совершеннолетием [1, c. 61].
Представляется целесообразным выделение нескольких видов административной дееспособности несовершеннолетних:
1) полная дееспособность (наступает с 18 лет);
2) частичная дееспособность (наступает с 14 лет);
3) дисциплинарная (с момента поступления в школу, детский сад).
Однако стоит отметить, что возможна полная административная дееспособность несовершеннолетних граждан и ранее, а именно, после объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным или эмансипированным.
Так на основании статьи 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего эмансипированным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда [2, c. 88].
В отношении эмансипированного гражданина, или трудоустроенного несовершеннолетнего лица, получающего за свой труд вознаграждение, если это установлено надлежащим образом, административный процесс мог бы вестись на общих основаниях, не требуя исключительного производства, в случаях, если органом, ведущим административный процесс, не было бы усмотрено другое в интересах несовершеннолетнего (например, сумма штрафа несоизмеримая с уровнем дохода несовершеннолетнего, в случае, если его доход, например, состоит только из стипендии).
Хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь возраст совершеннолетия один из самых «молодых», так, например, в Японии – 20 лет, в Германии и Италии – 21 год, а также в Соединенных Штатах Америки – 21 год.
Однако полнота данного вида дееспособности с юридической точки зрения в достаточной степени условная, поскольку в ряде случаев устанавливается дополнительные условия для занятия определенными видами деятельности.
Частичная дееспособность несовершеннолетних связана с ответственностью за свои действия. За возмещение вреда, причиненного малолетним в возрасте до 14 лет, отвечают его родители (усыновители), опекуны. Если же вред причинен, имеющим свой заработок несовершеннолетним, то вред соответственно он возмещает сам, однако, хотелось бы сделать оговорку, в зависимости от суммы причиненного вреда. Таким образом, подводя итог, вышесказанному – «Административная дееспособность несовершеннолетних» – это способность несовершеннолетнего гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере. Она также связана с возрастом и является ограниченной (или частичной) до достижения совершеннолетия (в Республике Беларусь – 18 лет) [2, c. 91].
Что же касается административной правоспособности несовершеннолетних, то она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Таким образом, административная правоспособность несовершеннолетних граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть ограничена временно в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением преступления или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения). Объем административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и т.д.
Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.) [2, c. 93].
Правоспособность определяется теорией права как способность граждан быть носителем прав и обязанностей. Исходя из этого, под административной правоспособностью граждан понимается признаваемая за ними законом фактическая возможность быть субъектами административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.
В некоторых случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться несовершеннолетними через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и т.д.). Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично совершеннолетними гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), то есть без участия третьих лиц и только с наступлением совершеннолетия.
На основе административной правоспособности дееспособные совершеннолетние граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения [2, c. 93-94].
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
 
Список использованных источников:
1. Гавриленко Д.А. Административное право/ Гавриленко Д.А. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
2. Телятицкая Т.В. Административное право / Телятицкая Т.В. – Мн.: Изд–во МИУ, 2006. – 224 с. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2020
August
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2019 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція