...Дискусія–спосіб зміцнити опонента в його помилках (Амброз Бірс)...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 29.05.2014 - Секція №3
Персональные данные исключительно разнообразны и разнородны. Их можно рассматривать в различных аспектах, и объединять в различные группы в зависимости от классифицирующего признака и цели классификации. При этом любая классификация будет достаточно условной, так как некоторые сведения могут в равной степени относиться сразу к нескольким группам. Поэтому правовое регулирование такого сложного института, как институт персональных данных, должно быть гибким и многовариантным.
Персональные данные представляют собой весьма сложное и многогранное правовое явление. В этой связи, определение закрытого перечня персональных данных без допущения исключений и многовариантности правовых подходов к их отдельным группам не возможен. 
В этой связи, попытаемся определить различные подходы к определению структуры и видов персональных данных.
Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, наряду с общими персональными данными специально оговаривает необходимость особой защиты ряда персональных данных, обработка которых может привести к существенному ущемлению прав и интересов отдельных категорий лиц. Такие персональные данные принято называть «чувствительные». В частности, к чувствительным персональным данным Конвенция относит данные, касающиеся расовой принадлежности, политических взглядов, религиозных и иных убеждений, касающиеся здоровья, половой жизни, и т.д. [1].
Отдельные авторы разделяют персональные данные на общие, специальные и биометрические.
Другие авторы, в частности Петрыкина Н.И., предлагают разделение персональных данных в зависимости от степени оборотоспособности на четыре категории: свободно обращаемые персональные данные (ФИО, адрес, номер телефона и др.), ограниченно обращаемые персональные данные (дата рождения, семейное положение, наличие детей, состояние здоровья и др.), обращаемые в специальных целях (данные об усыновлении, биометрические данные и др.) и запрещенные к обращению (специальные персональные данные) [2, с. 77].
По нашему мнению такое определение структуры персональных данных весьма оправданно и позволяет провести разграничение персональных данных по критерию оборотоспособности.
Свободно обращаемые персональные данные – это имя, фамилия, отчество, в некоторых случаях адрес места жительства и номер телефона. То есть номинативная информация и все те минимальные сведения, которые готов сообщить о себе субъект определенному кругу лиц.
Как правило, несанкционированное использование этих сведений не может причинить субъекту персональных данных какого-либо существенного вреда, поэтому применение мер ответственности возможно только в том случае, если нарушен порядок сбора и обработки этой информации (в частности, должностным лицом).
Ограниченно обращаемые персональные данные – это различные персональные данные, в том числе, и данные различных регистрационных номеров и документов, сообщаемые субъектом (с его согласия) различным организациям и органам с целью совершения каких-либо действий или получения каких либо услуг. Например, для заключения трудового договора субъект должен сообщить будущему работодателю сведения о дате рождения, образовании, профессии, семейном положении, наличии детей, состоянии здоровья и т.д. Разглашение или иное несанкционированное использование этой информации есть грубое нарушение неприкосновенности частной жизни субъекта персональных данных, способное причинить ему некоторый моральный и материальный ущерб. 
Обращаемые в специальных целях – это персональные данные, собираемые государственными, муниципальными и иными уполномоченными органами в рамках их полномочий. Согласие субъекта на сбор этих персональных данных не предусматривается. К таким сведениям относится, например, информация об усыновлении. Разглашение и иное несанкционированное использование этих данных должно влечь за собой жесткие меры ответственности.
Запрещенные к обороту персональные данные – это наиболее чувствительная информация, то есть специальные категории персональных данных. За нарушения положений законодательства о защите специальных категорий персональных данных должны устанавливаться наиболее жесткие меры ответственности, вплоть до уголовной ответственности.
Далее определим, какие виды персональных данных выделяет законодательство Республики Беларусь.
Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь [3].
Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что к персональным данным законодатель относит личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, информацию, касающуюся состояния здоровья лица.
Статья 18 Закона содержит закрытый перечень сведений, составляющих персональные данные, что по нашему мнению является не совсем удачным, т.к. категория «персональные данные» является более многогранной, чем это определено законодателем, и может включать в себя иные категории сведений, составляющих персональные данные, например идентификационные данные лица и др. В этой связи, необходимым видим дополнить ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» после слов касающиеся состояния его здоровья формулировкой «и иные персональные данные».
 
Список использованных источников:
1. Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера СЕД № 108 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
2. Петрыкина Н.И. Правовое регулирование оборота персональных данных в России и странах ЕС: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Н.И. Петрыкина – М., 2007. – 173 с.
3. Об информации, информатизации и защите информации»: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014. {jcomments on}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
January
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція