Науково-практична Інтернет-конференція 25.02.2016 - Секція №2
Принципы как основоположные начала организации функционирования социальных систем имеют важнейшее значение для определения направлений деятельности государственных институций, правового регулирования их статуса, совершенствования их задач и функций. В современных условиях, когда рынок труда претерпевает существенные изменения, вызванные как последствиями спада экономики, так и развитием информационных технологий, внедрение которых оказывает свое влияние на структуру и формы занятости, необходимость реформирования системы профессиональной ориентации не вызывает сомнений. Это обуславливает важность принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, базируясь на которых, можно кардинально видоизменить и повысить эффективность функционирования современной системы профессиональной ориентации.
В теоретических источниках принцип – это центральное понятие, основание системы, представляющее собой обобщение и распространение любого положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, который еще иначе называют максимой, понимают, например, этическую норму, характеризующую отношения людей в обществе. Принципы является обобщающим элементом, основополагающим фундаментом, и направляют направление развития и действий [1, с. 474].
С точки зрения О.В. Баклана, в отличие от норм права, принципы административно-правового регулирования должны осуществлять не только обычное регулятивное упорядочения общественных отношений, но и фундаментальную, стратегическую, перспективную, программную оптимизацию этих отношений. То есть принципы административно-правового регулирования по сравнению с нормами права всегда должны иметь более мощное упорядоченное системообразующее влияние на общественные отношения в этой сфере. Кроме того, совершенствование административно-правовых форм и средств регулирования только тогда имеет практически значимый смысл для человека, граждан, общества, государства, когда во главе перечня гарантий, которые положены в основу режима демократической законности в любой сфере общественной жизни, всегда присутствует адекватная политическая, основанная на верховенстве права, воля руководителей соответствующих органов государственного управления, и является основной обязательной гарантией режима законности и дисциплины [2, с. 87]. Развивая мысль автора, хотелось бы заметить, что всемирная глобализация накладывает свой отпечаток на развитие рынка труда, и, соответственно влияет на особенности предоставления профориентационных услуг. В свою очередь, профессиональная ориентация тесно связана с системой образования, в рамках которой обучающийся обретает возможность приобрести и развить необходимые для будущей профессиональной деятельности знания, умения и навыки, соответствующие его задаткам. 
Вместе с тем нам представляется важным выделить в системе принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации блок международно-глобализационных принципов, предназначением которых является обеспечение специалистам высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке труда. С нашей точки зрения, к таким принципам следует отнести следующие.
Принцип конкурентоспособности, сущность которого состоит в предоставлении работнику благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам, развитым профессионально важным качествам, преимущества при замещении вакантных должностей или сохранении рабочего места перед другими работниками. Как принцип административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, принцип конкурентоспособности означает направленность средств и способов правового воздействия на общественные отношения на формирование как управленческой цели достижения объектами профориентационной работы наибольшего соответствия предпочтениям работодателя и требованиям, определяемым содержанием труда не только в отдельном государстве, но и в других странах.
Сущность принципа научности как одного из международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации состоит в закреплении на уровне правовых способов влияния на общественные отношения требования соответствия модели специалиста общепризнанным на международном уровне теоретическим данным, практическим методикам, технологическим процессам. Это, соответственно, выдвигает к системе образования требования, связанные с постоянным обменом теоретическими знаниями со специалистами из других стран, проверкой существующих научных методик с помощью их обнародования в международных наукометрических базах, таких, как Scopus, Index Copernicus, Web of Science.
Сущность принципа универсальности как одного из составляющих структуры принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации означает направленность правовых воздействий на приобретение объектом профессиональной ориентации знаний, умений и навыков и развитие профессионально важных качеств, которые позволят ему выполнять широкий спектр функций, связанных с его профессиональной деятельностью.
Принцип транспарентности как один из международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации связан с обеспечением с помощью правовых способов воздействия на общественные отношения полноценного информирования субъектов профессиональной ориентации об особенностях национального и зарубежных рынков труда, правах и обязанностях работника и работодателя в разных правовых системах, гарантиях соблюдения прав и свобод личности, ответственности в трудовых отношениях.
Переходя от блока международно-глобализационных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации к блоку общих принципов правового регулирования, следует отметить, что мы поддерживаем мысль С.Г.Стеценко, который считает, что принципами права могут считаться основные положения, отражающие его содержание и уже нашедшие воплощение в нормативно-правовых актах. В то же время принципы правового регулирования – это руководящие идеи, предпосылки, которые могут быть использованы в качестве основы для построения норм права. Взаимосвязь принципов права и принципов правового регулирования иллюстрируется фактом, согласно которому принципы права, являясь своеобразным каркасом законодательных актов, претворяются в жизнь за счет предварительного определения принципов правового регулирования [3, с. 171]. Перечень общих принципов правового регулирования является достаточно устоявшимся в правовых науках, и, с теми или иными вариациями, включает принципы законности, верховенства права, равноправия, взаимной ответственности личности и государства [4, с. 143]. Как общие принципы административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации данные положения имеют свои особенности. Так, принцип законности в данном аспекте означает соответствие системы форм и методов профориентационной работы нормам законов и подзаконных правовых актов, как в системе образования, так и в трудовых и связанных с ними отношениях. Принцип верховенства права предполагает, что все воздействия в системе профессиональной ориентации производятся с учетом первичности индивидуальных прав личности и ответственности только на основании закона. Принцип равенства связан с недопустимостью каких-либо ограничений в зависимости от национальных, расовых, гендерных, языковых, имущественных и других признаков. Принцип взаимной ответственности личности и государства означает установление четких критериев, оснований ответственности должностных лиц субъектов профориентационной работы – с одной стороны, объекта этой работы – с другой стороны, за нарушения правовых норм, которыми регулируется профориентационная деятельность, а также существование действующего механизма юридической ответственности за такие нарушения.
Переходя к изложению сущности специальных принципов административно-правового регулирования управления системой профессиональной ориентации, следует отметить, что в них проявляется влияние принципов управления, по поводу чего мы поддерживаем точку зрения Ю.П. Бытяка [5, с. 42]. Среди этих принципов, в аспекте нашего исследования, представляется важным выделить следующие.
Принцип оптимального соединения централизации и децентрализации управления, сущность которого состоит в выборе на центральном уровне основных целей, принципов, задач и функций профориентационной работы с корригированием их, в случае необходимости, с учетом изменения управленческой ситуации, с одновременным предоставлением подчиненным субъектам права широкого выбора методов и способов профориентационной деятельности.
Принцип соединения субординации и координации предполагает наличие определенного административно-правовыми актами соотношения прав и обязанностей субъектами профориентационной работы при осуществлении их полномочий.
Сущность принципа обратной связи состоит в наличие свободного обмена информацией между элементами системы профориентации с целью своевременного выявления проблем, мешающих поступательному развитию данной системы, и оперативного на них реагирования.
С нашей точки зрения, реализация изложенных принципов административно-правового регулирования в управлении системой профессиональной ориентации позволило бы качественно улучшить ее уровень, способствовало бы достижению ее целей и задач, а также созданию взаимной ответственности личности и государства за успешность профессионального отбора и профессионального роста личности, для чего государством создаются все необходимые условия.
 
Список использованных источников:
1. Швидкий І.І. Принципи правового регулювання службово-трудової діяльності працівників ОВС / І.І. Швидкий // Форум права. – 2008. – № 2. – С. 473-475.
2. Баклан О.В. Адміністративно-правове регулювання підприємництва у сфері підприємництва: теоретико-правовий аспект. / О.В. Баклан – К.: [монографія]. – Магістр – ХХ1 сторіччя, 2011. – 336 с.
3. Стеценко С.Г. Медичне право України: підручник / С.Г. Стеценко, В.Ю. Стеценко, І.Я.Сенюта; за заг. ред. д.ю.н., проф. С.Г. Стеценка. – К.: Всеукраїнська асоціація видавництв «Правова єдність», 2008. – 507 с.
4. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебн. / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Спарк. 2000. – 568 с.
5. Битяк Ю.П. Державна служба в Україні: організаційно-правові засади [Текст]: [монографія] / Ю.П. Битяк; Національна юридична академія України ім. Ярослава Мудрого, Академія правових наук України. – Х.: Право, 2005. – 304 с. {jcomments on}