Науково-практична Інтернет-конференція 25.02.2016 - Секція №7
Философское осмысление понятия «правовое пространство» необходимо начать с рассмотрения содержания такого фундаментального понятия философии, как «пространство», которое в единстве с понятием времени является важнейшей категорией философской онтологии.
Вся история философской мысли пронизана стремлением ее выдающихся представителей осмыслить мир в самых общих формах его существования, таких, как пространство и время. Так, Аристотель пространство понимал как порядок: «Расположением называется порядок в том, что имеет части, или в пространстве…» [1, с. 171]. Остановимся на этой мысли Аристотеля. Порядок  это расположение вещей относительно друг друга, что предполагает некую упорядоченность, структурированность. Пространство как порядок должно быть организовано, и в основе этой организованности должен лежать какой-то базовый, определяющий принцип. Представление о пространстве как организованном порядке, распространенное на собственно человеческое бытие, позволяет осмыслить это бытие как специфическую структуру, через категорию такого специфического пространства, как социальное.
Человек – существо общественное, по определению Аристотеля, и его жизнедеятельность протекает в социальном пространстве, где взаимодействуют индивиды – существа, наделенные волей и сознанием, способные выделять себя из окружающего мира, осознавать свои потребности и желания и стремиться к их удовлетворению. Как существо разумное, обладающее волей, человек является субъектом права изначально, независимо от уровня развития общества и существования в нем права как совокупности правовых норм.
Важнейшим неотъемлемым правом человека есть право на свободу. Великий немецкий философ И. Кант утверждал: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» [3, с. 45].
Реализовать свое право на свободу, а также иные естественные права человек может лишь в обществе, вне которого он не существует как субъект права. Социальное бытие человека протекает в различных сферах, которые усложняются по мере развития общества и самого человека и которые в совокупности создают сложную и разветвленную структуру социального пространства.
Социальное бытие человека реализуется как процесс коммуникации, который протекает в определенном пространстве. Пространство коммуникации, организованное на принципах уважения достоинства каждой личности, признании приоритета естественных прав отдельного человека по отношению к социальным группам или обществу в целом, на принципе гармонического единства единичного и всеобщего – свободы каждого и всех, можно рассматривать как правовое пространство. В самом общем значении этого термина, «правовое пространство» - это качественная характеристика формы социального взаимодействия в рамках определенного пространства (семейного, профессионального, государственного, межгосударственного), где осуществляется верховенство права.
«Правовое пространство» следует рассматривать в двух аспектах: как собственно понятие и как его существование в качестве явления в социальном бытии. Первый аспект отражает его идеальную сущность, смысловое содержание, которое должно реализоваться в наличном бытии. Второй аспект есть объективация этого понятия, отражение его смысла в жизнедеятельности отдельного человека, социальных групп и общества в целом. Как писал И.Кант в «Критике чистого разума»: «…пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение…» [4, с. 130].
На наш взгляд, правовое пространство  это такая форма взаимодействия равноправных граждан государства, при которой определяющими принципами являются свобода и равенство всех субъектов в отношении возможности реализации своих естественных прав: права на жизнь, личную безопасность, частную собственность, невмешательство государства и общества в его частную жизнь. В обществе, где человек еще не «созрел» до того уровня сознания, когда хотел бы видеть вокруг себя свободные существа, ограничением произвола выступает правовой порядок. Правовой порядок обеспечивает правовая система государства, а также само право в виде совокупности правовых норм. Законодательство (даже самое демократическое), а также легитимное принуждение граждан государством к соблюдению законов для обеспечения правопорядка на своей территории и для защиты прав своих граждан не обеспечит само по себе возникновение правового пространства. 
В юридической науке существует такое понятие, как «правовое поле», близкое по значению понятию «правовое пространство». На наш взгляд, эти понятия различаются прежде всего системообразующим принципом: в правовом пространстве таким принципом выступает субъективное право отдельного индивида, в то время как в правовом поле таким принципом выступает закон как норма права. В правовом пространстве приоритет имеет право субъекта, а в правовом поле – правовой закон.
Условием существования правового пространства является правовое сознание индивидов, социальных групп, общества, отражающих уровень развития правовой культуры. Без правовой культуры возникновение правового пространства невозможно. В основе правосознания современных демократических обществ лежит представление о достоинстве и праве каждого человека, осознание свободы как высшей ценности, что подразумевает не только собственное право на свободу отдельного индивида, но и уважение свободы других индивидов. К такому пониманию свободы люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени исторического развития. Неслучайно Г. Гегель понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы.
В основе правового пространства лежит право в его абсолютном значении – право человека на свободу и самореализацию. Это первичное и фундаментальное право, которое выступает системообразующим принципом правового пространства. Право же как совокупность правовых норм, право как закон в правовом пространстве является необходимой гарантией, которая призвана обеспечить реализацию отдельным индивидом своих притязаний в рамках закона.
Правовое пространство, как и важнейший принцип его организации – правовая культура  характеризуется также и темпоральностью. Правовое пространство может «расширяться» или «сжиматься», что зависит от уровня развития правовой культуры. Правовая культура может рассматриваться как совокупность правовых ценностей, реализующихся в правовой системе, а также как совокупность идеальных целей и задач, к реализации которых стремятся субъекты права. Культура, в том числе и правовая, всегда связана с деятельностью человека, направленной на преобразование и усовершенствование существующей системы ценностей, на самоутверждение личности и достижение более высокой степени свободы, основанной на нравственных началах. С развитием правовой культуры возможно «расширение» правового пространства, «сращение» его с нравственностью, что возможно только на пути гуманизации общества. Возможно ли это, зависит от главного субъекта права – человека, ибо человек есть мера всех вещей…
Правовое пространство в его философском понимании должно стать мировоззренческой основой формирования концепции правового пространства в юридической науке, поскольку любая наука, в том числе и правоведение имеет значение для общественной практики тогда, когда она способна отражать сущность той сферы бытия, которая является предметным полем ее исследования. Г. Гегель писал в «Философии права»: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление» [2, с. 319]. И чуть дальше там же: «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия» [2, с. 320].
 
Список использованных источников:
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. / Ред. В.Ф. Асмус. – М.: «Мысль», 1975. – 550 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права / [И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллинг]. Немецкая классическая философия. Т.1. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Х.: Изд-во Фолио, 2000. – 784с.
3. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 / [И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг]. Немецкая классическая философия. Том 1. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Х.: Изд-во Фолио, 2000. – 784 с.
4. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. – Мн.: Литература, 1998. – 960 с. {jcomments on}