Міжнародна науково-практична конференція 15.04.21 - СЕКЦІЯ №5
Гуманизация исполнения и отбывания наказания, является одним из ключевых направлений в современной уголовно-исполнительной политике различных развитых стран мира, в том числе и в России. Значительное увеличение количества осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, является явным тому подтверждением.
Согласно официальной статистике, в 2020 году, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России состояло 243381 осужденных к различным альтернативным видам наказаний [1]. 
В связи с тем, что наказания, исключающие изоляцию осужденного от общества, отбывают различные категории осужденных (несовершеннолетние, беременные, лица без гражданства и т.д.), существует потребность в дифференцированном подходе к каждому из осужденных при исполнении данных видов наказаний. Одним из методов такой дифференциации является классификация осужденных.
Так, по мнению профессора А.В. Бриллиантова, понятия классификации и дифференциации, являются синонимами [2, с. 10].
Другой специалист в области уголовно-исполнительного права В.И. Уткин считает, что дифференциация предполагает классификацию, а именно распределение осужденных на относительно однородные группы [3, с. 10].
Похожую позицию занимает и И.В. Шмаров. Согласно его точке зрения, под классификацией осужденных понимают разделение их на определенные категории (группы) в зависимости от характера и степени опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осужденных [4, с. 169].
Таким образом, под классификацией осужденных к наказаниям, исключающим изоляцию осужденного от общества, полагается, следует понимать разделение осужденных, в процессе воспитательно-педагогической работы с ними, на различные, относительно однородные группы, в зависимости от пола, возраста, наличия судимостей и иных особенностей их личности.
Наукой уголовно-исполнительного права определены различные критерии или основания для классификации осужденных.
Самыми основными, которые необходимо учитывать при проведении индивидуально-педагогической работы с осужденными, к альтернативным видам наказаний будут являться такие как: социально-демографические, криминологические, социально-педагогические, медицинские, психологические.
К социально-демографическим критериям следует относить возраст (несовершеннолетний, взрослый), пол осужденного (мужчина, женщина), принадлежность осужденного к определенной социальной группе (иностранный гражданин, лица без гражданства).
Криминологическими критериями являются сведения о наличие ранее судимостей у осужденного, тяжести совершенного им преступления, срока отбывания наказания. 
Социально-педагогическими и психологическими критериями будут выступать данные о степени исправления осужденного и его реакции на исправительное воздействие.
Классификация по медицинским критериям подразумевает учет состояния здоровья осужденного, например наличия у последнего группы инвалидности. 
Так же необходимо отметить, что если классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, в основном обеспечивается путем их раздельного содержания (ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), то классификация осужденных к альтернативным видам наказаний носит иной характер. Так, у сотрудников уголовно-исполнительной инспекций, в силу особенностей исполняемых ими видов наказаний, не предусматривающих лишение свободы, отсутствует возможность предотвращения негативного влияния на осужденного той среды, в которой он находился до отбывания наказания. Вследствие этого, проводя воспитательно-педагогическую работу с определенной группой осужденных, остается риск того, что формирование личности осужденного в процессе его исправления будет происходить под влиянием негативно настроенных элементов, в т.ч. и бывших осужденных. 
Таким образом, учет описанных выше особенностей, при групповой классификация осужденных к альтернативным видам наказаний, несомненно, сыграет одну из ключевых ролей в дифференцированной воспитательно-педагогической работе с данной категорией осужденных. 
    
Список использованных источников:
1. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (Last accessed: 04.04.2021).
2. Бриллиантов А. В. Классификация осужденных в спецкомендатурах. Москва, 1992. 71 с.
3. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск, 1995. 256 с.
4. Шмаров И. В. Уголовно-исполнительное право. Москва, 1998. 417 с.