Науково-практична Інтернет-конференція 05.03.2013 - Секція №2
Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики).
Малый бизнес имеет большое значение в экономическом развитии общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других развитых стран с развитой, социально ориентированной рыночной экономикой. В этих странах малое и среднее предпринимательство по сравнению с крупным бизнесом дает большую долю ВВП и больший процент от общего числа активного в труде населения. Например, определению Германии как оптимальной страны для ведения бизнеса способствует тот факт, что важнейшей опорой немецкой экономической системы являются мелкие и средние предприятия. В основном немецкие предприятия относятся к категории средних и малых (не более 100 сотрудников). Лишь около 2% составляют крупные фирмы, насчитывающие свыше 1 тыс. работников. Поэтому одной из приоритетных задач для правительства является создание максимально благоприятных условий для малого и среднего бизнеса [1].
По предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г. число работников занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ составляет 19 млн., что составляет 13,4% от численности населения России. Исходя из данных Росстата, что общая численность экономически активного населения РФ в 2011 году составила 75,7 млн. человек, следует, что доля работников занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ составила около 25% от общего числа работоспособного населения страны. Уровень безработицы по данным Росстата в 2011 году составил 6,3 % экономически активного населения страны [2] или 4,77млн. человек (из них 1,2 млн. человек были зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных). Таким образом, можно сделать вывод, что именно развитие малых и средних предприятий способно кардинальным образом улучшить ситуацию по трудовой занятости населения РФ.
Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:1) создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики; 2)реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка); 3) возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения; 4) участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка; 5)возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.; 6) участие в решении проблемы развития труда и занятости населения; 7) участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования. 
В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с существованием противоречия между глобальностью технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и поддержку своих уникальных традиций и ценностей. «Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах»[3].
Необходимость в финансовых ресурсах -это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополненииоборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. Поэтому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур. Обобщение результатов опроса предпринимателей приводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особое значение для развития сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятий малого и среднего бизнеса.
Роль государственного управления в обществе – координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете, управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.
Малый бизнес как элемент системы общественного производства является одним из условий социально-экономического развития общества, играет важную роль в процессах становления и развития рыночных структур. Малый бизнес – экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенций человека как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик – важного показателя социально-экономического развития общества.
В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, – проблемы безработицы.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70% [4]. В России по данным Росстата за 2011 год 4,6 млн. зарегистрированных (из них 3,2 млн. действующих единиц [2]) субъектов малого и среднего бизнеса, причем темпы образования и развития малых и средних предприятий нестабильны. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и характере государственного вмешательства в процессы становления отечественного малого бизнеса. Целесообразно проведение целого комплекса мероприятий по организации, контролю и поддержке малого бизнеса со стороны государства для того, чтобы он эффективно выполнял свои функции в социально-экономической системе общества. Большое значение имеют правовые условия, так как любая предпринимательская деятельность функционирует в условиях правовой среды. Правовые нормы должны обеспечивать: создание благоприятных условий для функционирования предпринимательской деятельности; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации предпринимательской деятельности, развитии совместной деятельности предпринимателей России и зарубежных стран; подготовку законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами [5]. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой активности и инициативы трудно переоценить, поэтому государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является объективной необходимостью.
 
Список использованных источников:
1. Экономика Германии. Факты в цифрах / По материалам: Н. Фон Люксбург, Ю.А.Порядочнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.de-portal.com/ru/biznes/hidden-articles/ekonomika-germanii-fakty.html
2. Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства». Автор: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2011 г.
3. Паринов С.И. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция “Технологии информационного общества 2011 – Россия”. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iis.ru
4. Малый бизнес: зарубежный опыт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessidei.com/interesnoe/277-malyjj-biznes-zarubezhnyjj-opyt.html
5.  Развитие малого и среднего предпринимательства в России // Материалы семинара экспертной группы: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». – 2011. – № 4. {jcomments on}