Науково-практична Інтернет-конференція 05.03.2013 - Секція №2
Коррупция не является проблемой только Украины, стран СНГ или отсталых стран Азии или Африки Коррупция – явление мировое. Более того, проблемы, связанные с коррупцией, беспокоят и высокоразвитые страны. Вполне очевидной стала потребность координации усилий многих стран в противостоянии этому явлению. В последние годы значительно возросло внимание Совета Европы к проблемам коррупции и борьбы с ней.
Особенно активизировалась работа структур СЕ в этом направлении после обсуждения этих проблем на ХІХ–й Конференции Министров юстиции европейских стран, состоявшейся в 1994 году на Мальте. Согласно рекомендациям Конференции, была разработана Программа действий против коррупции. Программа была утверждена Комитетом Министров Совета Европы в ноябре 1996 года.
В следующем 1997 году министры юстиции европейских стран на своей ХХІ-й Конференции в Праге принимают резолюцию № 1, в которой рекомендуют ускорить осуществление Программы действий против коррупции и предлагают в кратчайшие сроки заключить уголовную Конвенцию, которая предусматривала бы признание правонарушений, связанных с коррупцией, преступлениями. Резолюция предлагает координировать действия стран в этом направлении, расширять сотрудничество в сфере уголовного преследования таких правонарушений, а также предлагает разработать эффективный механизм для дальнейших действий. Этот механизм должен предусматривать участие не только стран, входящих в Совет Европы, но и других стран, не являющихся членами СЕ.
Важным шагом в развитии и координации действий международного сообщества в сфере борьбы с коррупцией стало принятие на Второй встрече глав государств и правительств стран-членов СЕ, состоявшейся в Страсбурге 10-11 октября 1997 года, Плана действий. Комитету Министров СЕ этим Планом поручается обеспечить в кратчайшие сроки разработку международно-правовых документов в соответствии с Программой действий против коррупции с целью развития сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, включая ее связи с организованной преступностью и отмыванием доходов, полученных преступным путем.
Группа государств против коррупции (ГРЕКО) будет осуществлять мониторинг за выполнением обязательств, которые берут на себя государства-участники, присоединившись к Конвенции. Данная Конвенция открыта для государств-членов Совета Европы, государств-нечленов, принявших участие в ее подготовке (Беларусь, Босния и Герцеговина, Канада, Ватикан, Япония, Мексика и Соединенные Штаты Америки), а также для Европейского Сообщества. Государства, которые еще не являются членами ГРЕКО, при ратификации Конвенции автоматически становятся членами ГРЕКО на дату вступления Конвенции в силу.
Таким образом, Совет Европы создает модель гармонизации правовых норм, направленных как против транснациональной, так и против внутригосударственной коррупции, в первую очередь с целью создания благоприятных условий для оказания более эффективной правовой взаимопомощи в достижимых им географических пределах. Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по борьбе с коррупцией.
В рамках данного анализа положения документов ОЭСР имеют значение в части регулирования вопросов борьбы с коррупцией. Правовые инициативы данной организации в области борьбы с коррупцией основаны главным образом на двух документах – пересмотренная Рекомендация по борьбе с взяточничеством в международных деловых операциях, утвержденная 23 мая 1997 г. Советом ОЭСР и Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций, принятая 21 ноября 1997г.
Первый документ – источник, содержащий целостную программу, включающую превентивные и репрессивные меры как уголовно-правового, так и не уголовно-правового характера, а также методику контроля и анализа исполнения, направленную на отслеживание хода реализации Рекомендации. Второй документ посвящен конкретному вопросу – объявлению преступлением дачу взяток иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности. Одной из целей является повышение роли правительств в предотвращении случаев вымогательства взяток от отдельных лиц и компаний при совершении международных деловых операций.
ОЭСР (как экономическая организация развитых государств, представляющих 70% экспорта и 90% прямых иностранных инвестиций во всём мире) уделяет внимание той коррупции, которая непосредственно относится к экономике, то есть имеет лишь ограниченные амбиции в рассматриваемой сфере, касающиеся создания ровного «игрового поля» коммерции.
В Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций рассматривается явление, которое называется «активной коррупцией» или «активным подкупом» в терминологии национальных законодательств и означает преступление, совершаемое должностным лицом, которое получает взятку. Данная Конвенция не затрагивает вопросы коррупции частных лиц и ограничивается деятельностью борьбой против активной коррупции должностных лиц иностранных государств. Однако такой подход, по мнению д.ю.н., профессора В.А. Номоконова, является однобоким, недальновидным, зависимым от действий, предпринимаемых на «стороне спроса».
Целью Конвенции ОЭСР является установление «функционального эквивалента». Конвенция не претендует на значительную унификацию: перед государствами-участниками – право самостоятельного выбора мер для введения правовых санкций, налагаемых за дачу взяток иностранным государственным должностным лицам, а результаты должны быть сравнимыми.
Коррупция – одна из «вечных» проблем развития человеческого общества. Существует множество различных взглядов на причины ее возникновения, факторы развития и влияние на разные стороны жизни социума, обобщить которые в рамках настоящей статьи невозможно. Отметим лишь, что коррупция – сложное комплексное явление, в котором выделяются экономические, политические, социальные, моральные и, наконец, собственно правовые аспекты. Общепризнан международный характер данного негативного социального явления, который выражается как в его универсальности (коррупция так или иначе существует во всех обществах с различной политической и экономической системами), так и в появлении транснациональных разновидностей коррупционной деятельности, существенно снижающих эффективность международного политического, экономического и культурного взаимодействия. Поэтому одним из ведущих направлений противодействия коррупции на рубеже веков стало международное сотрудничество, неотъемлемой составляющей которого является создание международно-правовой антикоррупционной базы. Своего рода промежуточным итогом этой работы стала принятая 31 октября 2003 г. и вступившая в силу 14 декабря 2005 г. Конвенция ООН против коррупции (далее – Конвенция). В настоящей статье будет кратко освещена история создания и принятия Конвенции, проанализированы ее основные черты. Особое внимание будет уделено вопросу соотношения конвенционных положений с российским законодательством.
Подготовке и принятию Конвенции предшествовала многолетняя деятельность ООН и иных международных организаций по разработке международных антикоррупционных инструментов. В поле зрения ООН проблема коррупции находится уже более двух десятилетий, что нашло отражение во многих документах этой организации. Важнейшей вехой стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), содержавшей положения о криминализации коррупции. Огромная работа была также проведена европейскими и иными региональными международными организациями, документы которых во многом также легли в основу положений Конвенции. Среди таких документов в преамбуле Конвенции упоминаются: Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 года, Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств — членов Европейского союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 года, Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 года, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года, Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 года.
Вопрос о разработке проекта Конвенции против коррупции впервые возник в ходе работы над Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет по Конвенции обсудил вопрос о том, должна ли она охватывать проблему коррупции. Возобладало мнение, согласно которому, хотя вопрос о коррупции ввиду его особой сложности и широты невозможно охватить в конвенции, касающейся транснациональной организованной преступности, эта Конвенция была бы неполной без исходных положений о коррупции, поскольку коррупция является как преступной деятельностью, часто осуществляемой организованными преступными группами, так и методом, используемым этими группами для совершения других преступных деяний. 
Несмотря на общепризнанность международного характера коррупции, следует констатировать, что средства борьбы с ней остаются преимущественно национальными, объединение усилий государств по борьбе с данным явлением происходит медленно, деклараций на международном и национальном уровнях пока явно больше, чем реальных действий. Крайне труден процесс реализации международных инициатив и унификации национального законодательства об ответственности за коррупцию. Серьезным тормозом международного сотрудничества является доминирование на национальном уровне коррумпированных элит, оказывающих сопротивление международным антикоррупционным усилиям.
 
Список использованной литературы:
1. Коррупция не является проблемой только Украины, стран СНГ: Совет Европы и борьба с коррупцией / А. Букалов. – Версия для печати. – Донецк. – 27.12.00.
2. Камназаров М.М. Роль международных организации в борьбе с коррупцией: научно-исследовательские материалы по противодействию коррупции / М. Камназаров., А. Сарсенов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: supcourt.kz/rus/sudebnaya_sistema/nusd/sd.html.
3. Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г.: общая характеристика и проблемы имплементации / Г.И. Богуш. – Саратов: Сателлит, 2006. – С.87-98.
4. Коррупция и международное струдничество в борьбе с ней. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.crime.vl.ru {jcomments on}