Науково-практична Інтернет-конференція 05.03.2013 - Секція №4
В связи с процессом интеграции Украины в Европейское пространство, актуальным становится вопрос взаимодействия органов государственной власти с бизнесом в форме государственно-частного партнерства. Данное партнерство рассматривается, как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики. 
Правой основой государственно-частного партнерства является, Закон Украины от 1.07.2010р. №2404-VI «О государственно-частном партнерстве», Закон Украины от 16.07.1999р. № 997-XIV «О концессии», Закон Украины от 14.09.1999р. № 1039-XIV «О соглашениях о разделе продукции», Постановление Кабинета Министров Украины от 01.04.2011р. № 384 «Некоторые вопросы организации осуществления государственно-частного партнерства» и др. 
Государственно-частное партнерство в Украине охватывает большой сектор экономики в частности железную дорогу, пути, порты, аэропорты и это еще не все области инфраструктуры. Несмотря на такое широкое использование государственно-частное партнерство имеет ряд проблем, во-первых, это недостаточное законодательное регулирование, во-вторых это недоверие частных партнеров в государственные органы, в-третьих отсутствие опытных кадров, для внедрения данного партнерства и прочее.
В Законе Украины от 1.07.2010. №2404-VI дано понятие государственно-частного партнерства как сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами-предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами [1].
Анализируя законодательство о государственно-частном партнерстве, можно выделить специфические признаки сотрудничества государства с частным бизнесом в пределах данного партнерства:
1. Общественная необходимость в реализации сложного и долгосрочного проекта, на осуществление которого у государства или территориальной громады нет денег и др. ресурсов;
2. Наличие хотя бы 2-х партнеров – государственного и частного, между которыми устанавливается партнерские отношения;
3. Наличие у сторон общей цели и четко определенного публичного интереса определенного уровня;
4. Объединение активов и управленческого опыта, навыков участников партнерства;
5. Соблюдение принципа справедливости при распределении между партнерами рисков, и полученной в рамках этого партнерства прибыли
6. Защита интересов экономической конкуренции с целью предотвращения монополизации рынка, на котором согласовано действуют стороны партнерства [2].
К функциям государственно-частного партнерства относятся: проектирование, финансирование, строительство, восстановление, эксплуатация, поиск, обслуживание, связанные с выполнением договора.
Выделяют три формы взаимодействия государственного и частного сектора: 
1. Традиционная – государство приобщает бизнес к совместному решению проблем обслуживания потребностей общества на основе партнерства;
2. Инвестиционная – совместное инвестирование преимущественно в инфраструктурные проекты.
3. Научно-образовательная – новые направления развития в национальном, международном, глобальном масштабе в условиях глобализации производства и интернационализации капитала [3].
В других странах (например, Италии, Франции), самой распространенной формой государственно-частного партнерства является концессия. В большей части эта форма партнерства применяется в транспортной, социальной инфраструктуре, ЖКХ, и других сферах. Самый большой уровень распространения государственно-частного партнерства характерен для Великобритании, где начиная с 1990-х годов было заключено около 600 проектов.
Резюмируя, следует отметить, во-первых, государственно-частное партнерство является новым институтом взаимоотношения государства и частного бизнеса. В связи с этим имеются множество проблем (недостаточного законодательного регулирование, критерии формирования специальных кадров), которые в процессе накопления опыта будут минимизироваться. Во-вторых, Украине следует обратить внимание на зарубежный опыт в области осуществления государственно-частного партнерства и выработать необходимые эффективные механизмы для привлечения субъектов хозяйствования к данной форме партнерства. 
 
Список использованных источников:
1. Про державно-приватне партнерство: Закон України від 1 липня 2010. №2404-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2010. – № 40. 
2. Вінник О. Управління державно-приватним партнерством при використанні його акціонерної форми. / О. Вінник // Вісник Академії правових наук України. –№ 2 (61). – 2010. – С. 112-120.
3. Мейер М. Оценка эффективности бизнеса: Пер. с англ. / М. Мейер – М.: ОО «Вершина», 2004. – 240 с. {jcomments on}