Науково-практична Інтернет-конференція 11.12.2013 - Секція №4
Страховая деятельность является одним из важнейших элементов экономической инфраструктуры, что обусловлено большой долей влияния указанной деятельности на процесс становления экономической и социальной жизни общества. Развитая система страхования призвана обеспечить защиту всех сторон деятельности общества, что достигается за счет функционирования различных форм организации страхования. 
Вместе с тем, в настоящее время на Российском рынке страховых продуктов взаимное страхование практически отсутствует, что увеличивает стоимость страховых услуг для потребителя и, как следствие, делает ее менее доступной в ряде важнейших секторов. 
29 ноября 2007 года был принят Федеральный закон № 286-ФЗ «О взаимном страховании», многие специалисты, занимающиеся теорией и практикой страхования, полагали, что вступление в силу данного закона явится стимулом к развитию взаимного страхования в России, вместе с тем, практика показывает, что принятие Федерального закона «О взаимном страховании» в 2007 году не способствовало распространению взаимного страхования в России. Анализ содержания указанного закона свидетельствует о том, что хотя законодателем были предприняты попытки для разрешения определенных вопросов, связанных с процессом создания и деятельности обществ взаимного страхования, одновременно, были утверждены процедуры, потенциально усложняющие переход уже существующих обществ взаимного страхования в поле правового регулирования. 
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О взаимном страховании» общество взаимного страхования имеет право на осуществление взаимного страхования только с момента получения лицензии [1]. Требование о получении лицензии на взаимное страхование вступило в силу с 1 июля 2008 года.
Вопрос обоснованности и необходимости получения обществами взаимного страхования лицензии на осуществление страховой деятельности еще до вступления в силу Федерального закона «О взаимном страховании» являлся дискуссионным, например, К.И. Пылов по этому поводу отметил: «Можно говорить о необходимости осуществления контроля за деятельностью ОВС, например, установление определенных форм их отчетности. Однако распространять действующую или похожую систему страхового надзора, установленную для коммерческих страховщиков, на ОВС нельзя, так как некоммерческие ОВС не могут лицензироваться по своему существу» [6].
Целью осуществления лицензирования является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (пункт 1 статья 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») [2]. При этом, в данном пункте законодатель четко установил, что осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Таким образом, основной смысл лицензирования связан с установлением государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательской деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с достижением наиболее важных публичных интересов. 
Безусловно, сам по себе факт государственного контроля, посредством установления лицензирования, принимая во внимание его основные цели, не может свидетельствовать о необоснованном установлении определенных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, вместе с тем, как верно указано Д.А. Войтовой и С.А.Максименя, “проводимая сегодня административно-правовая реформа не может быть сведена лишь к оптимизации и адаптации существующей системы государственного управления к новым условиям, ибо в основе современных взаимоотношений исполнительной власти и общества лежит не принцип безусловного приоритета интересов государства или личности, а идея их “взаимовыгодного” сотрудничества, основанная на принципе разумного баланса публичных и частных интересов” [3].
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что установление в отношении определенного вида деятельности мероприятий лицензирования должно быть обусловлено достижением конкретных целей и решением задач, иначе утрачивается основной смысл данной процедуры.
Возвращаясь к вопросу лицензирования страховой деятельности, следует учитывать, что сущность страхования заключается в создании необходимых условий для защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, отдельных граждан при наступлении неблагоприятных последствий от природных, техногенных, экономических и иных рисков, а также для проведения профилактики наступления отрицательных последствий воздействия указанных рисков на развитие производства и социальной сферы. Таким образом, само по себе страхование, не может нанести ущерб частным или публичным интересам, так как это прямо противоречит его сущности и целям.
Лицензирование страховой деятельности, по нашему мнению, обусловлено тем, что любая предпринимательская деятельность связана не только с высокой степенью влияния на процессы жизнедеятельности общества, но главным образом с тем каким образом частное лицо реализует свой предпринимательский интерес при осуществлении определенного вида деятельности, поскольку при неадекватной организации хозяйственной деятельности под угрозу ставятся многие публичные и частные интересы.
Возложение указанной задачи именно на государство обусловлено спецификой страхования, а именно тем, что страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить правильное представление, в связи с отсутствием специальных знаний. В то же время, страховщик является профессионалом в данной области и может злоупотребить своим преимуществом. Вместе с тем, такого рода злоупотребление связано не с самим страхованием, а с тем, что при осуществлении страховой деятельности, коммерческий страховщик преследует иные цели, нежели страхователь, а именно получение прибыли. Именно разность целей страховщика и страхователя порождает необходимость усиленного государственного контроля данного вида деятельности, с целью пресечения возможного нарушения прав.
Между тем, такого рода контроль при взаимном страховании не нужен. 
Общество взаимного страхования представляет собой добровольное объединение физических лиц, а в установленных законом случаях - и (или) юридических лиц, на основе равноправного членства, осуществляемое путём консолидации его членами необходимых средств, характеризующееся территориальным, профессиональным или иным критерием общности участников, созданное в целях взаимной страховой защиты своего имущества и иных имущественных интересов [7, с. 4].
Из изложенного следует что, целью создания общества взаимного страхования является исключительно страхование имущественных и иных интересов его участников, данная цель является единой для всех участников и никаких иных целей участники преследовать не могут в силу закону. Члены общества не зависят от результатов деятельности общества взаимного страхования, тем более что кредиторами общества взаимного страхования являются только его участники, несущие солидарную ответственность. Вступая в общество взаимного страхования, его член, с одной стороны, является страховщиком и обладает возможностью определять порядок осуществления обществом страховых операций, а так же участвовать в решении вопросов о принятии на страхование того или иного риска.
С учетом изложенного, мы полагаем, что основные принципы, на которых строится взаимное страхование, предполагают отсутствие необходимости государственного регулирования посредством выдачи лицензии. 
Следует так же отменить, что в странах с эволюционным развитием страхового рынка (Великобритания, Германия, Франция) введение государственной регистрации взаимных страховых организаций, в ряде случаев происходило тогда, когда немало таких организаций уже действовало на страховом рынке, формируя тем самым сектор взаимного страхования [5]. Кроме того, необходимо учитывать, что обоснованность регулирования деятельности обществ взаимного страхования связывалась именно с большим количеством подобных организаций на страховом рынке, растущем числом участников, а так же возможностью осуществления коммерческой деятельности в рамках взаимного страхования.
Отдавая предпочтение концессионному способу создания обществ взаимного страхования, следует учитывать ряд проблем возникающих при его использовании, К.Г.Воблый, отмечал: «Неудобство концессионной системы – это ее громоздкость, некомпетентность чиновников в определении того, нужно ли новое страховое предприятие или нет, возможность закулисных влияний. Будут возникать не те предприятия, которые соответствуют требованиям хозяйственной жизни, а те, во главе которых стоят влиятельные лица. Отсюда уже возникает оборотная сторона концессионной системы – покупка и продажа по высокой цене голого права концессии» [4, с. 91].
Между тем, взаимное страхование характеризуется как простая и доступная форма страховой защиты, представляющая собой процесс целесообразной деятельности людей, который происходит в рамках взаимной страховой организации. В связи с этим простота и доступность взаимного страхования предопределяется простотой и доступностью создания таких организаций: их регистрации в качестве юридических лиц, допуска на страховой рынок, возможности начать реальную страховую деятельность [5]. 
Таким образом, на основании изложенного мы приходим к выводу, что на первоначальном этапе становления взаимного страхования необходимость лицензирования деятельности такого рода организаций не обоснована, противоречит сущности взаимного страхования и в конечном итоге приводит к возникновению трудностей при создании обществ взаимного страхования, что потенциально препятствует их распространению на территории Российской Федерации.
 
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 29.11.2007. – №286-ФЗ “О взаимном страховании” // СЗ РФ. 03.12.2007. – № 49. ст. 6047.
2. Федеральный закон от 04.05.2011. – № 99-ФЗ (ред. от 21.11.2011) “О лицензировании отдельных видов деятельности” // СЗ РФ. 09.05.2011. – № 19. ст. 2716.
3. Войтова Д.А. Коррупционные риски в сфере лицензирования. / Д.А. Войтова, С.А.Максименя // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2009. № 2. – 122 с.: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. Воблый К.Г. Основы экономии страхования / К.Г. Воблый. – М.: Анкил. 1993. – 232 с.
5. Логинова И.Л. Взаимное страхование в РФ: будет ли оно? / И.Л. Логинова: [электронный ресурс] / http://www.mfpa.ru – дата обращения 02.12.2013.
6. Пылов К.И. Создание и деятельности в России Обществ взаимного страхования / К.И.Пылов: [электронный ресурс] / www.tsj.ru – дата обращения 29.11.2013.
7. Шамраева И.Л. Общества взаимного страхования (гражданско-правовой аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / И.Л. Шамраева – Белгород. 2009г. – 173 с. {jcomments on}